Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
«Счел предложение шуткой». Почему в Москве не будут ездить медленно
«Счел предложение шуткой». Почему в Москве не будут ездить медленно
Статьи 20 августа 2014
Статьи 20 августа 2014
«Счел предложение шуткой». Почему в Москве не будут ездить медленно
Столичным автомобилистам предложили снизить скоростной режим, но инициативу большинство не поддержало...
«Счел предложение шуткой». Почему в Москве не будут ездить медленно 
Месяц назад московские власти предложили снизить скорость в пределах Бульварного кольца с 60 до 40 километров в час. Сначала против идеи выступила Общественная палата, а вскоре к ней подключились многочисленные движения автомобилистов. В итоге проект вынесли на всеобщее голосование в интернете – и респонденты сказали «нет». Как вопрос превратился из узкоспециального в общегородской, кто за этим стоял и почему инициатива могла стать опасной для города, рассказали эксперты.

Предложение снизить скорость в центре столицы инициировал Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Там предложение объясняли заботой о безопасности пешеходов, потенциальным сокращением числа заторов и общим комфортом горожан. Главным же козырем служили аргументы о неизбежном снижении числа ДТП.

«Центр – это зона, через которую идет транзитный поток транспорта. Введение ограничений позволит его уменьшить, - объяснил предложение замглавы ЦОДД Александр Поляков. – Если же говорить о комфорте прогулок для горожан, то согласно исследованиям урбанистов, скорость движения пешеходов должна быть примерно в 10 раз меньше, чем скорость транспортного потока. То есть если пешеходы идут со скоростью 4 км/ч, то скорость транспорта следует ограничить на отметке 40 километров в час».

Первым препятствием на пути ЦОДД стал председатель комитета Общественной палаты по общественной безопасности Антон Цветков. «Когда я первый раз услышал про эту инициативу, я счел ее шуткой, - рассказал Цветков корреспонденту Autonews.ru. – Тогда наш комитет организовал общественные слушания, куда мы позвали экспертов, обычных автолюбителей и представителей ЦОДД. На встрече мы увидели, что аргументов в поддержку ограничения у департамента транспорта не было – за исключением слов «Поверьте нам, мы профессионалы». С учетом тех ошибок, которые допускает департамент транспорта, такие слова звучат неубедительно. Они признают, что это неудобство, но почему-то считают, что количество автомобилей из-за этого уменьшится».

«Департамент транспорта хотел ввести людей в заблуждение».
«Дальше была детективная история, - продолжил Цветков. – По результатам слушаний мы пришли к выводу, что комиссия Общественной палаты по общественной безопасности против лимита в 40 километров в час. Тем не менее, в пресс-релизе департамента транспорта говорилось, что мы поддержали идею. То есть департамент транспорта хотел ввести людей в заблуждение».

Вскоре в интернете появилось опровержение, однако за Общественной палатой закрепилась репутация сторонников мягких ограничений. В интервью Autonews.ru Цветков подчеркнул, что подконтрольный ему комитет никогда не поддерживал продвигаемый ЦОДД тотальный лимит в 40 километров в час: «Мы дали добро только на то, чтобы изучить целесообразность введения ограничений в совсем маленьких переулках и на участках рядом со школами – но никоим образом не на всех улицах внутри Бульварного кольца».

«В жилых зонах и рядом с детскими образовательными учреждениями скорость и так ограничена на уровне 20 или 30 километров в час, - парировал директор «Движения без опасности» Вадим Мельников. – При этом для большого числа людей все эти знаки не имеют большого значения: многие водители просто не обращают на них внимания. Чем больше мы будем говорить об ограничениях, тем больше людей начнет задумываться о своей модели поведения и, может быть, действительно снижать скорость – вместо того, чтобы считать числа на знаках ничего не значащами цифрами».

«Чем больше мы будем говорить об ограничениях, тем больше людей задумается о своем поведении».
В числе противников оказалось Движение автомобилистов России. «Любые санкции против водителей, будь то ограничение скорости, увеличение штрафов или что-то еще, ведут только к взяткам и поборам, - рассказал корреспонденту Autonews.ru вице-президент движения Леонид Ольшанский. - Мы не должны забывать, что Владимир Путин сказал на заседании Госсовета восемь лет назад: в деле безопасности дорожного движения на первом месте строительство новых туннелей, эстакад и развязок, а на втором месте – оперативное прибытие скорой помощи к месту ДТП. Не надо подменять слова президента. Автомобилисты хотят ехать быстро, а ограничение скорости не снижает число ДТП».

«С точки зрения безопасности разница минимальна: на скорости 80 км/ч летальный исход при столкновении будет зафиксирован в 95% наездов на пешеходов, а при скорости 60 – в 85 процентах», - поддержал коллегу лидер московского отделения федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

«Автомобилисты хотят ехать быстро, а ограничение скорости не снижает число ДТП».
Отдельная статья – езда по ночам. В ЦОДД подчеркивали, что ограничение будет активнее всего применяться в темное время суток, когда центральные улицы Москвы не скованы пробками. В Общественной палате такое замечание не восприняли всерьез. «Мы же прекрасно понимаем, что никто ночью со скоростью 40 км/ч ездить не будет», - рассказал корреспонденту Autonews.ru Антон Цветков.

Однако позже ЦОДД перевел ситуацию в другую плоскость: вопрос вынесли на открытое интернет-голосование на площадке «Активный гражданин». Впрочем, и это понравилось не всем.

«Это не референдум, а простое неверифицированное голосование в интернете. Его результаты не стоит воспринимать всерьез, - считает основатель «Городских проектов» Максим Кац. – Вопрос должен решаться экспертами. А уже потом, с тщательным информированием людей о том, зачем это нужно, решение необходимо просто принять, как это было сделано с платной парковкой. Затем подождать год и посмотреть на эффект. И когда бы мы увидели, что скорость движения по центру практически не изменилась, а количество ДТП с пешеходами снизилось, то никто бы против таких ограничений не стал протестовать».

Голосование закончилось поражением ЦОДД: против лимита в 40 километров в час выступили 53% респондентов. «Во всех наших голосованиях за первый день стабильно голосуют 50 процентов пользователей, - объяснил руководитель проекта «Активный гражданин» Дмитрий Скляров. – В случае с ограничением скорости в пределах Бульварного кольца статистика подтвердилась: в первый день проголосвали 60 из 140 тысяч респондентов. При этом финальная картина стабильно формируется за первый час голосвания: после первых 30 тысяч распределение голосов может колебаться в пределах разве что пятого знака после запятой. Соответственно, с самого начала преимущество было у варианта против ограничений».

«Каждый автовладелец считает себя профессионалом и готов учить других».
Примечательно, что вариант «доверить решение специалистам» набрал всего 19 процентов голосов, уступив не только варианту «против», но и варианту «за» (27 процентов проголосовавших). «Каждый автовладелец считает себя профессионалом дороги и готов учить других вождению – как в футболе, где на диване каждый тренер, - посетовал директор «Движения без опасности» Вадим Мельников. – Нужно понять, что организация дорожного движения – это достаточно сложная область».

Сторонники и противники лимита в 40 км/ч уже готовятся к новому раунду противостояния. Так, в департаменте транспорта Москвы и в «Городских проектах» планируют и дальше рассказывать людям о преимуществах спокойного движения и приоритете пешеходов.

Антон Погорельский
Комментарии