Autonews
Статьи

Осколки Bertone: проекты, которые будут помнить

В обзоре на Autonews.ru – самые яркие проекты кузовного ателье Bertone, которое было признано банкротом...
Осколки Bertone: проекты, которые будут помнить
Осколки Bertone: проекты, которые будут помнить 
Одно из старейших кузовных ателье Италии ушло в историю. Легендарное Bertone, подарившее миру десятки уникальных автомобилей, официально признано банкротом. Реструктурированная несколько лет назад компания в апреле этого года объявила, что больше не в состоянии привлекать новых клиентов. Ателье начало процесс банкротства, но параллельно управленцы изо всех сил пытались найти покупателя, который смог бы подарить Bertone вторую жизнь. Но тщетно: 11 июля 2014 года кузовное ателье Bertone прекратило свое существование.

Компания из сурового промышленного города Турин на севере Италии более ста лет работала в тесном сотрудничестве с концерном Fiat. Однако мировые финансовые кризисы, проблемы в экономике Италии и падение продаж самого Fiat вынудили руководителей Bertone продать собственные производственные мощности автогиганту – ателье оказалось нерентабельным. Расцвет Bertone пришелся на 70-е, 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Совместные проекты с Alfa Romeo, Citroen, Ferrari, Lamborghini и Mercedes Benz – этим, в первую очередь, гордятся дизайнеры. В обзоре на Autonews.ru – наиболее яркие автомобили, дизайн которых был разработан Bertone.

Lamborghini Urraco


  • Премьера: 1970
  • Годы производства: 1973 – 1979
Дизайн итальянского спорткара – работа известного дизайнера Марчелло Гандини, который в те годы работал как раз в ателье Bertone. Уракко - кличка одного из самых свирепых быков корриды. Автомобиль позиционировался как доступная альтернатива другим спорткарам Lamborghini. Однако до массового производства дело так и не дошло: за шесть лет было выпущено всего 788 экземпляров, большая часть из которых была продана в США. На рынке модель конкурировала, прежде всего, с Porsche 911 – у итальянского спорткара была практичная формула посадки 2+2, а также сбалансированная подвеска, позволявшая использовать Urraco для ежедневных поездок по городу.

Alfa Romeo Alfetta


  • Премьера: 1971
  • Годы производства: 1972—1987
Эта модель – рекордсмен Alfa Romeo по нахождению на конвейере. Alfetta без значительных конструктивных и внешних изменений выпускалась в течение 15 лет. Первые эскизы модели нарисовал известный дизайнер Джорджетто Джуджаро еще в 60-х годах, когда работал в Bertone. Автомобиль по тем временам был очень динамичным. Даже в начальных версиях со 116-сильным мотором разгон до 100 км/ч не превышал 11 секунд. Наибольшей популярностью пользовался седан, хотя купе Alfetta несколько раз признавалось самым элегантным автомобилем 70-х. В общей сложности за 15 лет было продано почти полмиллиона Alfa Romeo Alfetta.

Volvo 780


  • Премьера: 1983
  • Годы производства: 1985 – 1990
Специалисты Bertone не только разрабатывали дизайн с нуля, но еще и дорабатывали проекты коллег. Одним из ярчайших примеров доработки стала Volvo 780 – купе, созданное из «квадратного» седана 760. Автомобиль хоть и не стал очень популярным, зато помог Volvo пересмотреть собственное направление дизайна. Спустя несколько лет компания полностью отказалась от крупной оптики, массивных решеток радиатора и рубленых форм. Последний экземпляр Volvo 780 сошел с конвейера в 1990 году.

Citroen XM


  • Премьера: 1989
  • Годы производства: 1989 – 2000
Разработкой Citroen XM французы занялись за шесть лет до мирового дебюта автомобиля. Над внешностью модели трудились дизайнеры Bertone – перед ними стояла задача объединить традиции и футуризм. Спустя год после премьеры на мотор-шоу во Франкфурте модель победила в престижнейшем конкурсе «Автомобиль года». Citroen XM выпускался в двух кузовах: седан и универсал. На конвейере модель продержалась до 2000 года, после чего ее сменил C5.

Alfa Romeo GT


  • Премьера: 2003
  • Годы производства: 2003 – 2011
Купе Alfa Romeo GT – продукт, целиком и полностью инициированный Bertone. Автомобиль построен на платформе устаревшей к тому времени 156, а салон автомобиля вместе с электрикой позаимствован у 147. Такая схема, а-ля «из того, что было», оказалась очень успешной: GT как раз благодаря утонченной внешности продержалась на конвейере довольно долго – вплоть до 2011 года, пережив другое купе от Alfa Romeo – Brera. В 2005 году итальянская марка стала все чаще обращаться к студии Giugiaro, а о Bertone все постепенно стали забывать.

Chevrolet Niva


  • Премьера: 2009
  • Годы производства: 2009 – н. в.
Приложили руки специалисты Bertone и к отечественному автомобилю. В 2009 году Chevrolet Niva пережила рестайлинг, в рамках которого перед дизайнерами стояла задача приблизить модель к глобальному стилю бренда Chevrolet. Niva получила новый передний бампер с решеткой радиатора и укрупненным крестом Chevrolet, новую головную оптику и круглые противотуманные фары. Кроме того, на передних крыльях появились повторители указателя поворота, а на боковинах кузова - новые пластиковые накладки.

Aston Martin Rapide Jet 2+2


  • Премьера: 2014
  • Годы производства: серийно не выпускался
Универсал Aston Martin Rapide был создан к столетнему юбилею компании и 60-летию сотрудничества между Aston Martin и Bertone. Автомобиль, получивший название Jet 2+2, так и не пошел и был выпущен в единственном экземпляре. Мотор новинка получила такой же, как и Aston Martin, взятый за основу - 5,9-литровый 470-сильный V12. Jet 2+2 стал одним из последних проектов Bertone.