Пока компания продолжает отзывать автомобили с дефектом замка зажигания, пресса выдумывает все новые заголовки и публикует сенсационные расследования. «Если выстроить в ряд все отозванные в этом году автомобили GM, то они смогут обогнуть земной шар четыре раза, а Россию - дважды»; «отозванные автомобили весят больше 100 высоток Empire State Building»; «промежуток между отзывами GM короче, чем чемпионат по американскому футболу» - развлекаются журналисты.
Мэри Барра называют ребенком GM. Она пришла в компанию в возрасте 18 лет, чтобы заработать денег на колледж. За 33 года работы в General Motors Барра прошла все профессиональные ступени. По информации Bloomberg Bussinessweek, в 2013 году Мэри Барра заработала 5,2 млн долларов. Своими любимыми автомобилями она считает Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird. Последние 27 лет Мэри замужем за технологом GM Тони Барра, у них двое общих детей и собака. В 2014 г. Forbes назвал Барра одной из самых влиятельных женщин: на этот раз она стала седьмой, поднявшись с 35-го места в 2013 году.
Последнее сообщение от General Motors - общее число отозванных в 2014 году автомобилей перевалило за 39 миллионов. Официально компания признала 54 аварии и 13 смертей по вине машин с дефектными замками зажигания. Однако американские журналисты уверены, что смертельных случаев и ДТП было гораздо больше. В марте Мэри Барра встречалась с семьями погибших (тогда их официально было трое), после чего компания приняла решение выплатить каждой семье по миллиону долларов. Но некоторые сотрудники в GM до сих пор считают: убедительных доказательств того, что именно неисправный замок зажигания стал причиной аварий, нет.
Первый отзыв General Motors по данной проблеме датирован 7 февраля 2014 года. Тогда было отозвано 800 000 моделей Chevrolet Cobalt и Pontiac G5s. Причиной были названы замки зажигания. Предполагалось, что ключ может повернуться против часовой стрелки, заглушив мотор. Вместе с непреднамеренной остановкой двигателя у автомобиля заклинивает руль, и деактивируются подушки безопасности. Причем вызвать внезапный поворот ключа могут как плохое дорожное покрытие, так и тяжелый брелок.
Многомиллионные отзывы General Motors повлекли за собой ряд журналистских расследований. После прессы на ДТП из-за неисправных моделей концерна обратила внимание и полиция. Бывшие сотрудники GM рассказывают журналистам о том, что проблема замков зажигания была обнаружена инженерами еще в 2004 г., однако компания не обратила внимания на отчеты о дефектах. Экс-менеджер GM Билл Макалер рассказал в интервью CNN о том, что еще в 90-е годы сотрудников компании увольняли за разговоры о качестве производимых автомобилей.
Семьи официально признанных 13 погибших в автомобильных авариях с участием неисправных автомобилей GM тем временем потребовали от властей США ужесточения правил, касающихся раскрытия информации о дефектах автомобилей. Родственники погибших заявили, что «их близкие умерли из-за желания GM снизить затраты на ведение бизнеса». Двое американок, чьи дети погибли в ДТП с автомобилями GM, создали в Facebook страницу, чтобы объединить всех, кто поддерживает их позицию.
Бывшие сотрудники GM тут же раскритиковали слова Барра, заявив, что ее извинения – лишь пиар-ход, направленный на то, чтобы конгресс США не вводил санкции против компании, а Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) не спрашивала, почему GM не обращала внимания на проблему раньше. Однако журналисты Wall Street Journal предположили, что теперь, когда правда открылась, компания будет больше прислушиваться к своим клиентам.
«Мы проводим самый глубокий анализ вопросов безопасности за всю историю компании. Мы не оставим от этой проблемы камня на камне. Посвятим ей все свои ресурсы, чтобы выявить потенциальные сложности на всех современных автомобилях и на автомобилях, которые больше не производятся. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы установить новый стандарт в индустрии безопасности и качества, новые нормы. После отчетов журналистов мы приняли много кадровых решений. 15 человек были уволены из компании. Мы перестроили нашу систему безопасности. Ранее критически важная информация не доводилась до сведения руководства. В рамках новой системы этого не повторится», - пообещала Барра Сенату.
Две недели назад глава GM обратилась с заявлением к офисам компании во всем мире: «Я сказала всем, что узнала о ряде сомнительных действий и бездействии наших сотрудников, которые были выявлены в ходе расследования. Это непростительные ошибки. Я хочу решить наши проблемы как можно быстрее, но хочу, чтобы этот страшный опыт навсегда запечатлелся в нашей общей памяти. Это не просто еще одна бизнес-задача. Это трагедия, которой не должно было быть. И это не должно повторяться».
30 июня 2014 года глава американского Фонда выплат компенсаций пострадавшим Кеннет Фейнберг представил план выплат, заявив, что добьется компенсаций от GM, «чего бы это ни стоило». Фонд начнет принимать заявки 1 августа 2014 года и будет делать это до конца года, сообщает USA Today. А после многочисленной критики и раскаяния Барра в Сенате США число желающих получить компенсации от GM может увеличиться в десятки раз. В августе также завершится расследование о ранних ДТП по вине замков зажигания.
«Мистер Фейнберг имеет полное право устанавливать критерии для пострадавших и определять размеры компенсаций. Он поделится с нами отчетом до конца месяца. Мы начнем оформление претензий с 1 августа», - заявила Барра Сенату.
Глава GM также дала слово, что в компании больше не будут скрывать никакой информации: «Настала пора общей ответственности. Вся важная информация является доступной. Поэтому мы можем раскрыть все сведения о наших 200 000 сотрудниках, наших 21 000 дилеров и наших 23 000 поставщиков. У нас хорошая компания, но мы можем и должны быть гораздо лучше. Это моя основная задача и мое обещание клиентам, сотрудникам и акционерам».
Екатерина Рзянина