
Когда машины стали большими
Toyota приступила к разработке нового бюджетного внедорожника размером меньше, чем RAV 4. Очевидный ход, ведь потенциальные конкуренты новичка – компактные кроссоверы (Peugeot 2008, Opel Mokka, Nissan Juke) – сейчас на пике популярности. Габариты новинки пока держатся в секрете, но длина того же Juke, например, составляет 4135 мм и, видимо, его конкурент от Toyota будет сходных размеров. Это, к слову, всего на 6,5 см меньше, чем у первого пятидверного RAV 4, выпущенного в 1995 г., и на 5,7 см больше, чем у трехдверной версии, которая появилась еще раньше – в 1994 году. Получается, что современные автомобили в более низком сегменте по своим габаритам сопоставимы с машинами классом выше из недавнего прошлого.
Очевидный факт, но насколько далеко зашла гигантомания автопроизводителей и в каких классах этот тренд наиболее ярко выражен? В целом, за последние почти 20 лет, исходя из результатов исследования, проведенного агентством Edmunds в 2012 г., средняя длина автомобилей выросла на 15-25 см, а вес увеличился на 170-250 килограммов. Смеетесь над размерами Smart (2695 мм), не считая его полноценной машиной? Fiat 500 1957 года был всего на 4 мм длиннее, при этом ниже на 24 см и уже на 23,9 сантиметра. Современный коротыш Volkswagen Up! и вовсе длиннее (3541), выше и шире первого «пятисотого» (этот Fiat вполне мог бы поместиться внутри «апа»).
Завкафедрой «Автомобили» МАДИ Андрей Иванов полагает, что корень изменений – в маркетинге. «Рост автомобилей нужен автопроизводителям для того, чтобы привлечь потенциальных покупателей, чтобы показать им, что следующее поколение машины лучше, чем предыдущее. Рост автомобилей - это такой маркетинговый ход, который связан именно с восприятием. Вот, например, был Volkswagen Golf. Следующее поколение машины стало больше. Стоит оно либо столько же, либо чуть побольше. И воспринимается это так: он, может быть, стоит побольше, но и размерами стал больше, значит я покупаю за эти деньги больше непосредственно автомобиля», - полагает профессор.
Мы же решили проверить, насколько различается увеличение габаритов автомобилей в зависимости от класса, к которому они относятся. Все ли машины растут, подобно Honda Accord, которая, начиная с 1979 г., прибавила в длину более 50 сантиметров, и переросли свой класс? Мы взяли несколько популярных в своем классе моделей и посмотрели, как сильно они подросли.
Очевидный факт, но насколько далеко зашла гигантомания автопроизводителей и в каких классах этот тренд наиболее ярко выражен? В целом, за последние почти 20 лет, исходя из результатов исследования, проведенного агентством Edmunds в 2012 г., средняя длина автомобилей выросла на 15-25 см, а вес увеличился на 170-250 килограммов. Смеетесь над размерами Smart (2695 мм), не считая его полноценной машиной? Fiat 500 1957 года был всего на 4 мм длиннее, при этом ниже на 24 см и уже на 23,9 сантиметра. Современный коротыш Volkswagen Up! и вовсе длиннее (3541), выше и шире первого «пятисотого» (этот Fiat вполне мог бы поместиться внутри «апа»).
«Рост размеров автомобилей связан с тремя факторами: комфорт, безопасность и резкое увеличение вспомогательных функций».
Чем объясняется столь значительное по меркам автопрома увеличение размеров? Заместитель главного редактора Top Gear Russia, дизайнер автомобилей по образованию Кирилл Орлов уверен, что рост габаритов напрямую связан с запросами современной аудитории. «Рост размеров автомобилей связан с тремя факторами: комфорт, безопасность и резкое увеличение вспомогательных функций. Удобные сиденья, пространство для пассажиров, сминаемые зоны безопасности и бесчисленное количество дополнительных устройств, без которых автомобили обходились еще пару десятилетий назад, сегодня входят в категорию мастхэв и требуют много места, а также составляют огромный прирост к цене авто, что необходимо автопроизводителям», - объясняет наш коллега.Завкафедрой «Автомобили» МАДИ Андрей Иванов полагает, что корень изменений – в маркетинге. «Рост автомобилей нужен автопроизводителям для того, чтобы привлечь потенциальных покупателей, чтобы показать им, что следующее поколение машины лучше, чем предыдущее. Рост автомобилей - это такой маркетинговый ход, который связан именно с восприятием. Вот, например, был Volkswagen Golf. Следующее поколение машины стало больше. Стоит оно либо столько же, либо чуть побольше. И воспринимается это так: он, может быть, стоит побольше, но и размерами стал больше, значит я покупаю за эти деньги больше непосредственно автомобиля», - полагает профессор.
Мы же решили проверить, насколько различается увеличение габаритов автомобилей в зависимости от класса, к которому они относятся. Все ли машины растут, подобно Honda Accord, которая, начиная с 1979 г., прибавила в длину более 50 сантиметров, и переросли свой класс? Мы взяли несколько популярных в своем классе моделей и посмотрели, как сильно они подросли.
B-класс
- Среднее изменение в длине: 23,7 сантиметра;
- Среднее изменение в ширине: 15,7 сантиметра;
- Среднее изменение в высоте: 14 сантиметров.

С-класс
- Среднее изменение в длине: 62 сантиметра;
- Среднее изменение в ширине: 24 сантиметра;
- Среднее изменение в высоте: 8 сантиметров.

Премиальные седаны бизнес-класса
- Среднее изменение в длине: 24 сантиметра;
- Среднее изменение в ширине: 14 сантиметров;
- Среднее изменение в высоте: 5,5 сантиметра.

Представительские седаны
- Среднее изменение в длине: 20,2 сантиметра;
- Среднее изменение в ширине: 6,7 сантиметра;
- Среднее изменение в высоте: 4,6 сантиметра.

Кроссоверы
- Среднее изменение в длине: 37,5 сантиметра;
- Среднее изменение в ширине: 9,5 сантиметра;
- Среднее изменение в высоте: - 1,3 сантиметра.

Среднеразмерные внедорожники
- Среднее изменение в длине: 42,5 сантиметра;
- Среднее изменение в ширине: 22,5 сантиметра;
- Среднее изменение в высоте: - 0,6 сантиметра.

Что дальше?
Из проведенных выше расчетов мы видим, что из автомобилей рассмотренных нами категорий в длину и ширину быстрее всего растут машины гольф-класса, в высоту – B-класса, а внедорожники и кроссоверы некоторых марок наоборот, становятся ниже.
Будут ли автомобили расти дальше? Кирилл Орлов уверен, что нет. «Процесс роста авто не бесконечен. В прошлый раз рост размеров автомобилей остановил топливный кризис начала 70-х, когда в два-три года почти семиметровые американские мастодонты на гигантских восьмилитровых двигателях превратились в четырехметровые скромные седаны на четырехцилиндровых моторчиках», - напомнил эксперт.
Професор Андрей Иванов также вспоминает топливный кризис 70-х: «Автомобиль очень тесно связан с экономической ситуацией в мире. Сейчас все зависит от того, как будет развиваться мир: если экономика будет развиваться по нарастающей, то автомобили будут больше и, естественно, более дорогими. Если же будут какие-то экономические провалы, то производители могут вернуться к идее дешевых маленьких автомобилей. Конечно, такие есть и сейчас, но в таком случае их сбыт значительно увеличится», - уверен Иванов.
Впрочем, по мнению Кирилла Орлова, люди настолько привыкли к большим машинам, что даже экономический кризис не сможет сразу помешать росту размеров автомобилей: «В этот раз все не так просто: даже очередной топливный кризис в одиночку не справится с привычкой к комфорту и безопасности. Снижение расхода топлива достигается не уменьшением размеров автомобилей, а совершенствованием двигателей, внедрением гибридных технологий. Уже сейчас существуют приемлемые электромобили, которые с резким ростом цен на топливо станут гораздо более востребованными и сохранят за автомобилями право набирать в росте и весе».
Николай Загвоздкин