Когда автомобили стали большими
Статьи 3 июля 2014
Статьи 3 июля 2014
Когда автомобили стали большими
Мы выяснили, автомобили каких классов растут быстрее других, и спросили у экспертов, чем все это закончится...
Когда машины стали большими 
Toyota приступила к разработке нового бюджетного внедорожника размером меньше, чем RAV 4. Очевидный ход, ведь потенциальные конкуренты новичка – компактные кроссоверы (Peugeot 2008, Opel Mokka, Nissan Juke) – сейчас на пике популярности. Габариты новинки пока держатся в секрете, но длина того же Juke, например, составляет 4135 мм и, видимо, его конкурент от Toyota будет сходных размеров. Это, к слову, всего на 6,5 см меньше, чем у первого пятидверного RAV 4, выпущенного в 1995 г., и на 5,7 см больше, чем у трехдверной версии, которая появилась еще раньше – в 1994 году. Получается, что современные автомобили в более низком сегменте по своим габаритам сопоставимы с машинами классом выше из недавнего прошлого.

Очевидный факт, но насколько далеко зашла гигантомания автопроизводителей и в каких классах этот тренд наиболее ярко выражен? В целом, за последние почти 20 лет, исходя из результатов исследования, проведенного агентством Edmunds в 2012 г., средняя длина автомобилей выросла на 15-25 см, а вес увеличился на 170-250 килограммов. Смеетесь над размерами Smart (2695 мм), не считая его полноценной машиной? Fiat 500 1957 года был всего на 4 мм длиннее, при этом ниже на 24 см и уже на 23,9 сантиметра. Современный коротыш Volkswagen Up! и вовсе длиннее (3541), выше и шире первого «пятисотого» (этот Fiat вполне мог бы поместиться внутри «апа»).

«Рост размеров автомобилей связан с тремя факторами: комфорт, безопасность и резкое увеличение вспомогательных функций».
Чем объясняется столь значительное по меркам автопрома увеличение размеров? Заместитель главного редактора Top Gear Russia, дизайнер автомобилей по образованию Кирилл Орлов уверен, что рост габаритов напрямую связан с запросами современной аудитории. «Рост размеров автомобилей связан с тремя факторами: комфорт, безопасность и резкое увеличение вспомогательных функций. Удобные сиденья, пространство для пассажиров, сминаемые зоны безопасности и бесчисленное количество дополнительных устройств, без которых автомобили обходились еще пару десятилетий назад, сегодня входят в категорию мастхэв и требуют много места, а также составляют огромный прирост к цене авто, что необходимо автопроизводителям», - объясняет наш коллега.

Завкафедрой «Автомобили» МАДИ Андрей Иванов полагает, что корень изменений – в маркетинге. «Рост автомобилей нужен автопроизводителям для того, чтобы привлечь потенциальных покупателей, чтобы показать им, что следующее поколение машины лучше, чем предыдущее. Рост автомобилей - это такой маркетинговый ход, который связан именно с восприятием. Вот, например, был Volkswagen Golf. Следующее поколение машины стало больше. Стоит оно либо столько же, либо чуть побольше. И воспринимается это так: он, может быть, стоит побольше, но и размерами стал больше, значит я покупаю за эти деньги больше непосредственно автомобиля», - полагает профессор.

Мы же решили проверить, насколько различается увеличение габаритов автомобилей в зависимости от класса, к которому они относятся. Все ли машины растут, подобно Honda Accord, которая, начиная с 1979 г., прибавила в длину более 50 сантиметров, и переросли свой класс? Мы взяли несколько популярных в своем классе моделей и посмотрели, как сильно они подросли.

B-класс

  • Среднее изменение в длине: 23,7 сантиметра;
  • Среднее изменение в ширине: 15,7 сантиметра;
  • Среднее изменение в высоте: 14 сантиметров.
В 1976 г. Ford Fiesta был 3650 мм в длину, 1570 мм в ширину и 1310 мм в высоту. Последнее поколение автомобиля, по сравнению с родоначальником, стало длиннее на 30 см, шире на 15,2 см и выше на 17,1 сантиметра. Opel Corsa, который свет увидел на десять лет позже – в 1982 году – за 32 года прибавил в длину всего 4 см, в ширину – 19,7 см, в высоту – 12,8 сантиметра. Наконец, трехдверная версия Volkswagen Polo стала длиннее на 37 см, шире - на 12,2 см, выше - на 12,2 сантиметра. Среднее увеличение в B-классе, исходя из изменений описанных выше моделей: 23,7 см в длину, 15,7 – в ширину, 14 – в высоту.


С-класс

  • Среднее изменение в длине: 62 сантиметра;
  • Среднее изменение в ширине: 24 сантиметра;
  • Среднее изменение в высоте: 8 сантиметров.
Родоначальник класса – Volkswagen Golf – в 1974 г. (дата выпуска первого поколения) имел следующие габариты: длина – 3820 мм (современные автомобили B-класса имеют большую или схожую длину), ширина – 1610 мм, высота – 1410 миллиметров. Golf VII на 43,5 см длиннее, на 18,9 см шире, на 4,2 см выше. Honda Civic за прошедшие с момента выпуска первой модели 42 года прибавила к длине 75,5 (!) см, к ширине – 26,4 см, к высоте – 11,1 сантиметра. Toyota Corolla за тот же период времени стала больше на 67 см в длину, на 26,5 – в ширину, на 8,5 – в высоту. Средние показатели составляют: 62 см в высоту, 24 – в ширину, 8 – в высоту.


Премиальные седаны бизнес-класса

  • Среднее изменение в длине: 24 сантиметра;
  • Среднее изменение в ширине: 14 сантиметров;
  • Среднее изменение в высоте: 5,5 сантиметра.
Появившаяся в 1968 г. Audi 100 была длиной 4580 мм, шириной - 1730 мм, высотой – 1420 миллиметров. Последнее поколение A6, появившееся в 2012 году на 26 см длиннее, на 16,8 см шире, на 9,2 см выше родоначальника. E-класс W115 1965 года был на 18 см короче, на 8,4 см уже и на 3,1 см ниже, чем W212, выпущенный в 2009 году. Что касается «пятерки» BMW, то ее габариты изменились на 27,9, 17 и 4,4 сантиметра соответственно. Средние показатели: 24 см в длину, 14 – в ширину и 5,5 – в высоту.


Представительские седаны

  • Среднее изменение в длине: 20,2 сантиметра;
  • Среднее изменение в ширине: 6,7 сантиметра;
  • Среднее изменение в высоте: 4,6 сантиметра.
Самый популярный автомобиль этого класса – S-class – удивительный случай. Первое поколение этой модели (W100, выпущенный в 1964 году) было длиннее и шире, чем последнее (W222). Однако уже следующее (W116 1972 года выпуска) обрело габариты, более подходящие под размеры конкурентов того времени, так что считать будем по этой модели. Итак, S-class увеличился на 28,6 см в длину, на 3 см в ширину и на 7,6 см в высоту. Аналогичные показатели для «семерки» BMW (в стандартной, а не удлиненной версии): 21,9, 10,2 и 4,1 сантиметра – соответственно; для A8 – 10,3, 6,9 и 2 сантиметра. Средние показатели: 20,2 см в длину, 6,7 – в ширину, 4,6 – в высоту.


Кроссоверы

  • Среднее изменение в длине: 37,5 сантиметра;
  • Среднее изменение в ширине: 9,5 сантиметра;
  • Среднее изменение в высоте: - 1,3 сантиметра.
В этой категории мы учитывали только RAV 4, о котором шла речь в начале статьи (+74 см в длину, +12 – в ширину, +3 – в высоту) и Honda CRV (+0,9 см в длину, +6,9 – в ширину, -5,6 – в высоту), последнее поколение которого, к слову, вопреки тендении стало меньше предшественника. Именно эти автомобили - самые старые и самые популярные в России представители класса кроссоверов. Средние показатели в сегменте: 37,5 см в длину, 9,5 – в ширину и минус 1,3 в высоту.


Среднеразмерные внедорожники

  • Среднее изменение в длине: 42,5 сантиметра;
  • Среднее изменение в ширине: 22,5 сантиметра;
  • Среднее изменение в высоте: - 0,6 сантиметра.
Наконец, последний из рассмотренных нами классов, в котором мы взяли за основу разницу в габаритах между первым и последним поколениями Ford Explorer и Toyota Highlander (как самых старых из существующих на нашем рынке моделей). Американец стал больше на 47,6 см в длину, 21,4 – в ширину, 0,3 – в высоту; японец – на 37,5 – в длину, 23,5 – в ширину и стал ниже на 1,5 сантиметра. Средние показатели: 42,5 см в длину, 22,5 – в ширину, минус 0,6 - в высоту.


Что дальше?

Из проведенных выше расчетов мы видим, что из автомобилей рассмотренных нами категорий в длину и ширину быстрее всего растут машины гольф-класса, в высоту – B-класса, а внедорожники и кроссоверы некоторых марок наоборот, становятся ниже.

Будут ли автомобили расти дальше? Кирилл Орлов уверен, что нет. «Процесс роста авто не бесконечен. В прошлый раз рост размеров автомобилей остановил топливный кризис начала 70-х, когда в два-три года почти семиметровые американские мастодонты на гигантских восьмилитровых двигателях превратились в четырехметровые скромные седаны на четырехцилиндровых моторчиках», - напомнил эксперт.

Професор Андрей Иванов также вспоминает топливный кризис 70-х: «Автомобиль очень тесно связан с экономической ситуацией в мире. Сейчас все зависит от того, как будет развиваться мир: если экономика будет развиваться по нарастающей, то автомобили будут больше и, естественно, более дорогими. Если же будут какие-то экономические провалы, то производители могут вернуться к идее дешевых маленьких автомобилей. Конечно, такие есть и сейчас, но в таком случае их сбыт значительно увеличится», - уверен Иванов.

Впрочем, по мнению Кирилла Орлова, люди настолько привыкли к большим машинам, что даже экономический кризис не сможет сразу помешать росту размеров автомобилей: «В этот раз все не так просто: даже очередной топливный кризис в одиночку не справится с привычкой к комфорту и безопасности. Снижение расхода топлива достигается не уменьшением размеров автомобилей, а совершенствованием двигателей, внедрением гибридных технологий. Уже сейчас существуют приемлемые электромобили, которые с резким ростом цен на топливо станут гораздо более востребованными и сохранят за автомобилями право набирать в росте и весе».

Николай Загвоздкин
Комментарии