Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Платить, но не злиться: водителей обучат по-новому
Платить, но не злиться: водителей обучат по-новому
Статьи 10 июня 2014
Статьи 10 июня 2014
Платить, но не злиться: водителей обучат по-новому
В ближайшие дни новая программа обучения будущих водителей пройдет регистрацию в Министерстве юстиции…
Платить, но не злиться: водителей обучат по-новому 
В ближайшие несколько дней российские автошколы могут получить новый стандарт обучения будущих водителей. Доработанный приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении измененных учебных пособий прошел практически все процедуры согласования, в том числе общественное обсуждение. Как сообщили корреспонденту Autonews.ru в пресс-службе Минобрнауки, на данный момент документ, который состоит из 1000 страниц, находится в Минюсте и в скором времени будет зарегистрирован.

После принятия новой программы все обучение будет разбито на три цикла: «Базовый», «Специальный» и «Профессиональный». Теоретические занятия продлятся практически 200 часов. Новая программа вызвала неоднозначную реакцию в экспертном сообществе, однако чиновники указывают на необходимость изменений.

«На российских дорогах сложилась критическая ситуация из-за пугающего количества ДТП. К тому же, без утверждения новых программ работа автошкол была бы невозможной, поскольку они не смогли бы подготовить водителей транспортных средств новых категорий, например, скутеров», - рассказала Autonews.ru директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Наталия Золотарева.

По прогнозам экспертов, стоимость обучения может составить 40-50 тысяч рублей.
«Срок обучения искусственно раздувают. Учеба в автошколе теперь займет в два раза больше времени»,- парирует источник Autonews.ru из сети автошкол, пожелавший остаться неназванным. По его мнению, увеличение теоретической части не даст никакого эффекта. В Германии теория длится 30 часов, а с безопасностью дорожного движения у них, по статистике, дела обстоят в 4-5 раз лучше. «В современных условиях будущему водителю требуется больше практики и практики такой, которой автошколы из-за существующих норм и правил не могут предоставить», - добавляет эксперт.

«Мы с ужасом ожидаем принятия новых программ. Основная проблема нововведений состоит в том, что они благодаря им, всех будущих водителей записали в профессионалы. Прохождение многих курсов программы не нужно обычным любителям», - резюмирует источник Autonews.ru

По мнению экспертов, с увеличением срока обучения, возрастет и цена. По их прогнозам, стоимость прохождения курсов может составить 40-50 тысяч рублей. Еще один момент, который вызывает вопросы у представителей автошкол – это то, что при новой программе будущим водителям придется приходить на обучение практически каждый день, а время на это найдет не каждый.

Водителей научат не злиться и не отвлекаться.
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, напротив, считает, что не стоит слишком драматизировать ситуацию. «Волокита с принятием новой программы длится с середины прошлого года. Не думаю, что в этой сфере произойдет какая-то великая революция. Количество часов, конечно, увеличится, но ненамного. Новую программу можно будет совершенно спокойной адаптировать под учеников. Цена на обучение если и возрастет, то на не большую сумму», - подчеркнула Шутылева.

Одним из главных нововведений в подготовке водителей стало появление в программе обучения предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя». Во время курсов ученикам расскажут о внимании, памяти и мышлении за рулем. Кроме того, будущие водители узнают об основных факторах, которые отвлекают от управления автомобилем. Их обучат, как вести себя во время конфликтных ситуаций на дорогах и как урегулировать их. По мнению Татьяны Шутылевой, такой курс психологии необходим: «Подобные уроки есть в автошколах практически в каждой стране мира. Обучение составит всего 12 часов, однако данные знания безусловно пригодятся на дорогах России».

Проблема, на которую обращают внимание эксперты, - это отсутствие квалифицированных преподавателей, которые смогу качественно повысить навыки учеников по новой программе. «Таких специалистов практически нет, как нет и профессиональных требований к людям, преподающим водительскую науку в автошколах. Уровень инструкторов и преподавателей сегодня катастрофически низкий, а для того, чтобы стать инструктором, сейчас ничего не нужно. Достаточно иметь права с трехгодичным стажем и все - приходи и учи. При этом каждый из них учит по принципу: «Делай, как я». А совсем не факт, что он сам представляет собой образец водительского мастерства. Самих требований к инструкторам нет. Самое главное, что их никто не готовит. Специально этой профессии никто не учит», - говорит источник Autonews.ru из сети автошкол.

«Как после принятия новой программы будут выживать автошколы в провинции, трудно сказать»
Отметим, что новая редакция закона о безопасности дорожного движения, предусматривающая изменение программы подготовки водителей, была утверждена еще в середине прошлого года. Однако долгое время не было определенности в том, какое ведомство непосредственно займется разработкой нового пособия. Только в конце ноябре правительство приняло решение возложить эти обязанности на Минобрнауки. Переход автошкол под крыло этого ведомства автоматически перевел их в систему профессионального образования, а это значит, что автошколам придется получать лицензию на осуществление учебной деятельности.

Подобное нововведение может привести к закрытию многих автошкол. Если раньше для обучения будущих водителей было необходим только определенный набор документов, то теперь требуется также заключение ГИБДД на соответствие материально-технической базы и программы профессиональной подготовки, кроме того ведомство будет оценивать и качество первоначальной площадки, на которой учат будущих водителей.

Кроме того, автошколы обяжут в обязательном порядке иметь резервный транспорт, а также запретят проводить практику на грунтовых дорогах. По новым правилам, площадка для занятий должна быть заасфальтирована или зацементирована, освещена и ограждена, а также автоматизирована. Участники рынка отмечают, что большинство школ - это маленькие предприятия, и большинство из них не смогут позволить себе реализовать все эти требования. По их мнению, такие нововведения могут загнать отрасль в глубокий кризис. «Для Москвы подобные требования возможно и актуальны. Однако следует помнить, что столица - это еще не вся Россия. Как после принятия новой программы будут выживать автошколы в провинции, трудно сказать», - говорит источник Autonews.ru.

Дмитрий Александров
Комментарии