branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

ОСАГО подорожает и станет бессмысленным

Поправки в закон об ОСАГО внесут уже к 1 июня. Эксперты полагают, что система движется не в том направлении...
Полис автогражданской ответственности перестанет гарантировать автомобилистам финансовую защиту при ДТП, случившихся по их вине. Предлагаемые изменения в закон об ОСАГО, хотя и увеличивают максимальные суммы выплат, вместе с тем меняют структуру определения материального ущерба, настаивают эксперты.

Произойдет это совсем скоро: на днях президент Владимир Путин распорядился, чтобы изменения в закон об ОСАГО были разработаны и внесены до 1 июня 2014 года. Главной проблемой новой редакции закона об ОСАГО эксперты считают разногласия в страховом сообществе во взглядах на создание единого электронного каталога запчастей.

Предполагалось, что данными этого справочника будут пользоваться как страховые компании, так и независимые эксперты, что свело бы к минимуму количество судебных споров страховщиков с автовладельцами по суммам, выплаченным за ущерб.

Однако независимые эксперты считают, что закладывать в единый справочник оптовые цены, на чем настаивает страховое сообщество, неправильно. В свою очередь, страховщики аргументируют свою позицию тем, что поправки к закону позволят их клиентам получать натуральное возмещение - полный ремонт автомобиля на СТО, а значит, цена деталей не должна волновать автомобилиста.

«Термин «оригинальные запчасти» будет заменен на «сертифицированные запчасти».
«Уровень выплат на сегодня не позволяет направлять машины на сервис, который предоставляет какие-то качественные услуги и выполняет ремонт по технологии безопасности», - отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин.

Эксперты предлагают внести в методику и другие поправки. В нынешнем виде документ предполагает, что термин «оригинальные запчасти» будет заменен на «сертифицированные запчасти». По мнению Максима Ханжина, это непременно отразится на качестве ремонта. «Если убрать термин «оригинальный», износ будет считаться от цены похожих,но не оригинальных деталей, которые поставляются для ремонтных работ дилеру и за которые несет ответственность завод-производитель. Сертифицированы могут быть детали, выпущенные в Тайване, и уже от этих деталей будут считать износ. А значит, человек получит те деньги, которые не позволят получить ему на руки тот автомобиль, который был у него до аварии», - убежден эксперт.

В этом случае разница в суммах выплаченных страховщиками и деньгами необходимыми для покупки оригинальных запчастей и ремонта у официального дилера может достигать 50%, убеждены эксперты. А значит, сама идея единой методики будет дискредитирована, и волна судебных обращений только увеличится.

«Я должен иметь возможность вернуться к денежной форме возмещения. Это законопроектом не предусмотрено».
Также, по словам экспертов, существует вероятность, что для желающих получить ремонт в натуральной форме будут искусственно создаваться условия, когда отремонтировать автомобиль по направлению на станцию техобслуживания будет нереально. «Я прихожу в страховую компанию, а мне говорят: «У нас есть единственная станция ремонтная в вашем регионе, которая находится в 500 километрах от вашего дома. Если хотите, пожалуйста, поезжайте!». В этих поправках говорится, что я могу поехать только на ту станцию техобслуживания, с которой у страховой компании заключен договор», - прогнозирует руководитель «Главстрахконтроля» Николай Тюрников.

Натуральная форма возмещения для автомобилистов привлекательнее, чем денежная выплата, так как теоретически должна гарантировать полное восстановление автомобиля до состояния, в котором он находился до ДТП. Однако подобная практика значительно усложняет практику применения коэффициента износа и, возможно, страхователям придется самим доплачивать за ремонт. «Создается асимметрия между натуральной формой возмещения и денежной. Для того чтобы страховая компания одинаково заплатила и в деньгах, и по ремонту, с тебя либо до начала ремонта должны стребовать сумму износа, либо установить на машину б/у детали», - говорит Тюрников.

Натуральная форма возмещения теоретически должна гарантировать полное восстановление автомобиля.
Впрочем, в нововведениях есть и положительные моменты. Первый из них - увеличение лимитов выплат. По материальному ущербу - до 400 тысяч рублей вместо сегодняшних 120 тысяч, по жизни и здоровью - до 500 тысяч, в противовес нынешним 160 тысячам. А выплаты по жизни и здоровью станут фиксированными. «А с вступлением в силу поправок каждая травма будет оцениваться в определенную величину. Условно говоря, перелом ребра - 50 тысяч рублей, которые гражданин получает, несмотря ни на что», - поясняет Тюрников.

Также эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что ОСАГО, в связи с изменениями в законодательстве, подорожает совсем скоро. «С 1 января 2015 года должна вырасти стоимость полиса, и это логично. Меня удивляет то, что сначала вырастет лимит ответственности страховщика, а только потом вырастет стоимость полиса. От этого пострадает рынок, безусловно. Конечно, гиганты рынка будут продавать эти полисы, но как будут обстоять дела с выплатами, сложно сказать», - рассказал корреспонденту Autonews.ru эксперт одной из крупнейших страховых компаний Вячеслав Румянцев.

«Меня удивляет то, что сначала вырастет лимит ответственности страховщика, а только потом вырастет стоимость полиса».
Кризис на рынке автострахования уже наступил, уверен, в свою очередь, Максим Ханжин. Страховые компании закрываются, а купить полис ОСАГО все сложнее. «Мы видим, «Россия» ушла, «Цюрих» продается, «Гута» закрылась. Уже в Москве многие страховые компании не продают полисы ОСАГО своим агентам, они не платят им комиссию», - говорит эксперт.

«Есть дефицит с полисами ОСАГО. Все те страховщики, которые дальше хотят работать, жестко чистят партнерский портфель, а со всеми убыточными партнерами или расторгают договоры или снижают комиссионное вознаграждение, или меньше выдают бланков», - добавляет Румянцев.

В кризисе на рынке ОСАГО страховщики винят, прежде всего, закон о защите прав потребителей, который практически не позволяет им отказывать в выплатах сомнительным клиентам, и отмену которого они всячески пытаются «продавить» в поправках к закону об ОСАГО. Тем не менее, борьбу с мошенничеством страховое сообщество ведет крайне вяло, без чего, по мнению независимых экспертов, ситуацию на рынке не изменить, и добропорядочным автовладельцам по-прежнему придется платить и за себя, и за мошенника, и за неаккуратного водителя. А значит, рассчитывать на полноценные выплаты по полисам ОСАГО не приходится.

Алексей Матвеев