branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Завышенные для Москвы штрафы могут отменить

Авторы обращения в Конституционный суд РФ уверены, что шанс избавить столицу от повышенных штрафов есть...
Уже на следующей неделе Конституционный суд РФ поставит точку в истории с повышенными для Москвы и Санкт-Петербурга штрафами за нарушение правил дорожного движения, в том числе, за неправильную парковку. 18 марта 2014 года будет рассмотрено обращение более чем 90 депутатов Госдумы РФ о проверке новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), в рамках которой и были введены дифференцированные штрафы. Авторы запроса убеждены, что шанс избавить столицу от завышенного по сравнению с другими регионами наказания есть.

«Сегодня нам поступило приглашение на 18 марта. Мы планируем принять участие в заседании в обязательном порядке. Сейчас мы видим, что чиновники и исполнительная власть высказались за сохранение существующих штрафов, но научно исследовательские институты, например, НИИ МВД высказались в нашу поддержку» - заявил корреспонденту Autonews.ru один из авторов обращения - заместитель руководителя фракции ЛДПР, депутат Госдумы Ярослав Нилов.

В Москве и Петербурге штраф за неправильную парковку составляет 3 000 рублей; в других регионах – 1 500 рублей.
«Московские» штрафы вступили в силу 1 июля 2012 года, но споры о том, противоречат ли они Конституции, начались раньше. Еще весной 2012 г. депутаты Ярослав Нилов, Игорь Лебедев и Сергей Иванов внесли в нижнюю палату парламента законопроект, который в случае принятия отменял бы некоторые пункты предыдущего документа, как нарушающие принцип равенства перед законом для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Однако единоросcы его не одобрили, сославшись на тяжелую ситуацию с дорожным трафиком в крупнейших городах страны. Тогда Нилов собрал подписи 93 депутатов от партий ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» и отправил в Конституционный суд запрос о проверке новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

«Почему-то все упирается в тяжелую дорожную обстановку и большое количество транспортных средств в Москве и Санкт-Петербурге. Но нам непонятно, почему за парковку на тротуаре в Москве штраф 3 000 рублей, а в Ростове – 1 500. Хотя транспортное средство мешает одинаково гражданам разных городов, которые равны по Конституции. Непонятно и то, что движение по тротуарам дешевле, чем стоянка на тротуаре. Очевидно, что второе угрожает гражданам больше. Наконец, если в указанных городах такая тяжелая дорожная ситуация, то почему работающие на улицах эвакуаторы еще больше ее усложняют?» - подчеркнул Нилов в разговоре с представителем AutoNews.ru.

Авторы запроса в Конституционный суд убеждены, что шанс избавить столицу от завышенных штрафов есть.
Несмотря на то, что два года назад инициатива с законопроектом, отменяющим повышенные штрафы, не прошла, Нилов считает, что шансы на успех в этот раз есть. При этом признает, что обращение в Конституционный суд - последняя возможность изменить ситуацию. «Что касается шансов, то мы использовали все возможные юридические меры. Был прецедент, когда одному из автолюбителей удалось в Конституционном суде отстоять свои интересы, и было отменено наказание за парковку с закрытыми или частично закрытыми номерами. Суд встал на защиту автолюбителя: рассмотрел дело не с точи зрения политики, но защиты прав человека. Мы надеемся, что и в этот раз Конституционный суд вынесет справедливое решение. Мы бьемся несколько лет и исчерпали все свои возможности», - подытожил он.

Депутат Госдумы из противоположного Нилову политического лагеря – единоросс Вячеслав Лысаков – в беседе с корреспондентом Autonews.ru вспомнил, что дифференцированный подход к системе штрафов ему не нравился еще тогда: «Хочу сказать две вещи по этому поводу. Первая - не будучи депутатом, а будучи лидером движения автомобилистов «Свобода выбора», я был против такого подхода к санкциям, то есть к повышению штрафов. И сейчас считаю, что сделано это было неправильно, но закон есть закон: он принят и сейчас критиковать или обсуждать принятое моими коллегами (Думой предыдущего собрания) решение – некорректно».

«Мы бьемся несколько лет и исчерпали все свои возможности».
«Второе - решение Конституционного суда будет окончательным и обжалованию подлежать не будет. Если он посчитает, что эти санкции сделаны в соответствии с федеральным собранием и конституцией, то все в порядке. Если такой подход будет признан неконституционным и неправильным, то Думе придется принять это к сведению и исправить. В этом случае, у меня, может быть, будет некое скрытое моральное удовлетворение. Но пока мы этого не знаем», - добавил Лысаков.

В свою очередь, президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев не готов обсуждать законность или незаконность повышенных для мегаполисов штрафов: «На этот вопрос может дать только Конституционный суд. Что касается путей решения дорожных проблем в Москве и Санкт-Петербурге, то привыкание к новой системе штрафов составляет три месяца. Несмотря на то, что введены такие меры, порядка на дорогах этих городов не прибавилось».

«Повышенные штрафы – миф, который не дал результата».
«Если и говорить о том, что способствует разрешению этой проблемы, то, я не хотел это признавать, но платная парковка значительно сократила количество неправильно припаркованных автомобилей. Я считаю что у нас идет перекос: в центре стало парковаться легче, но транспортных проблем меньше не стало. Так что и первое и второе – это от лукавого. Если же говорить о повышенных штрафах – это миф, который, сейчас хорошо видно, не дал никаких результатов. У человека просто другие приоритеты. Его можно наказывать сколько угодно. Ну, сделайте тогда штрафы, как в Париже. Там 1 000 евро, в нашем случае хватит 20 000 рублей. А то сейчас люди считают и говорят: что на платной парковке, что за неправильную парковку – деньги примерно одинаковые приходится отдавать», - резюмировал эксперт.

Напомним, сейчас штрафы за ряд нарушений для Москвы и Санкт-Петербурга выше, чем для других городов России. Так, наказание для водителя, нарушившего требования дорожных знаков или дорожной разметки, запрещающих остановку или стоянку, составит: 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга, но 1 500 для остальных субъектов федерации. За движение по выделенной полосе для общественного транспорта или за остановку на этой полосе москвичи и петербуржцы заплатят 3 000, против 1 500 для жителей других городов России. В случае с нарушением правил остановки или стоянки разница еще больше: 2 500 против 500 рублей. За остановку или стоянку на пешеходном переходе – 3 000 против 1 000 рублей; за остановку на трамвайных путях – 3 000 против 1 500 рублей; за нарушение правил, установленных для движения в жилых зонах – 3 000 против 1 500 рублей.