branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В Москве не останется дорог без видеокамер

Камеры научатся распознавать иностранцев, а их количество станет таким, что превышать скорость будет бессмысленно...
В 2014 году на дорогах и улицах Москвы появится еще 400 комплексов видеофиксации нарушений. В том числе и четыре десятка модифицированных камер, которые смогут не только фиксировать нарушения скоростного режима и выезд на полосу для общественного транспорта, но и распознавать грязные автомобильные номера с минимальной погрешностью. Кроме того, они будут учитывать более 280 типов регистрационных знаков, включая номера всех регионов России, СНГ, Балтии и США, а также 20 стран Европы и пяти государств Латинской Америки.

Как сообщили корреспонденту Autonews в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), новые системы видеофиксации на дорогах Москвы начнут работать уже в самое ближайшее время, а к концу года, когда общее число камер превысит 1,5 тысячи, на улицах города практически не останется участков, где водители смогут серьезно превысить скорость.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что количество комплексов видеофиксации в Москве к концу года достигнет оптимальной величины. «Для того, чтобы система видеофиксации работала с должной отдачей на той площади и на той улично-дорожной сети в Москве, которая есть сейчас, необходимо примерно 1400 камер. В Москве их 700 штук, а значит есть потенциал для еще 700. Таким образом, количество камер приближается к тому числу, которое бы позволяло сделать нарушение скоростного режима вообще бессмысленным. Это скорее хорошо, чем плохо — убивает не нарушение ПДД, убивает скорость», - полагает эксперт.

Количество камер скоро станет таким, что нарушение скоростного режима будет бессмысленным.
Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин убежден, что камер на дорогах столицы и без того хватает, а когда речь идет о сотнях новых комплексов, открываются большие возможности для фальсификаций. «Еще не факт, что они устанавливаются в таком объеме. Это надо проверять. Кто это проверяет, кто это контролирует, кто за это отчитывается? Поэтому тут есть большие вопросы. На этом кто-то зарабатывает - это факт», - считает Похмелкин.

В 2013 году автоматическими комплексами видеофиксации было зафиксировано 22 миллиона нарушений правил дорожного движения, что в полтора раза больше чем годом ранее. Но это не означает, что водители стали чаще нарушать ПДД – нарушения стали чаще фиксироваться. Более того, число грубых нарушений ПДД пошло на спад. Особенно отчетливо это заметно в Москве, как в самом насыщенном видеокамерами городе. По статистике ГИБДД, количество нарушений ПДД в столице снизилось почти на треть. Это привело к снижению смертности на дорогах на 40% и к снижению травматизма на 35 процентов.

Камеры доказали свою эффективность, но, по мнению Похмелкина, сейчас интересы обеспечения безопасности дорожного движения все чаще сталкиваются с интересами бизнеса. Комплексы видеофиксации будут закупаться даже в том случае, когда необходимость в них будет сомнительной. «По-моему уже достаточно комплексов видеофиксации для города, но это бизнес и бизнес привлекательный, поскольку речь идет о государственных закупках. Я думаю, что сейчас за всеми этими процессами не столько интересы безопасности дорожного движения стоят, сколько коммерческие. Это выгодно тем, кто продает и производит эти видеокомплексы, тем, кто посредничает и, я думаю, тем чиновникам в государстве, которые на этих подрядах сидят. Я абсолютно уверен, что там без откатов не обходится», - уверен Похмелкин.

В том, что город будет продолжать закупать новые видеокамеры, не сомневается и Петр Шкуматов. Комплексы видеофиксации оказались удачным инвестиционным проектом. «Это на самом деле существенная статья дохода. Я сейчас цифру навскидку не помню, но можно приблизительно прикинуть. Известно, что за год они выписали 30 миллионов штрафов, умножим их на 1000 рублей в среднем, получаем денежный поток в 30 миллиардов рублей. И это только начало, потому что камеры только начинают распространение по всей стране. В реальности это довольно большие деньги», - рассказал лидер «Синих ведерок».

«Это очень плохо, если кто-то зарабатывает на безопасности дорожного движения. Задача государства в этой сфере - это чтобы было как можно меньше оснований для уплаты штрафов. Задача в том, чтобы предупредить правонарушение, а не в том, чтобы собрать как можно больше штрафов и за счет этого заработать. Вот как только такая задача ставится, считайте, что с безопасностью покончено»,- убежден Виктор Похмелкин.

«Задача государства не в том, чтобы собрать как можно больше штрафов и за счет этого заработать».
Напомним, первые комплексы автоматической видеофиксации нарушений ПДД появились в Москве в 2008 году. Сегодня в арсенале ГИБДД их несколько видов: «Стрелка», «Автоураган», «Кордон», «Кречет» и другие. Самым эффективным признан комплекс «Стрелка», который, в отличие от аналогов, не нацелен в определенное место дороги, а контролирует четыре полосы и «ведет» автотранспорт в обоих направлениях. При этом замер скорости «Стрелка» производит с расстояния в 350 метров, так что сбрасывать газ в последний момент, заметив ее у себя над головой, бессмысленно. Помимо фиксации превышения скоростного режима, она также способна зафиксировать проезд на красный свет или нарушение разметки. Обмануть «Стрелку» практически невозможно, отмечает Петр Шкуматов. Осенью минувшего года автомобильное сообщество совместно с ГИБДД проводило эксперимент, в котором проверялись рабочие характеристики самых распространенных систем.

«Камеры типа «Стрелка» на тех испытаниях показали самые лучшие результаты, они видят даже грязные номера - за счет 1,5-киловаттного инфракрасного прожектора. Остальные комплексы, они грязные номера уже не видят. Обмануть «Стрелку», в общем-то, не так просто. Почти все методы, которые были использованы, они, грубо говоря, до первого гаишника», - рассказал Петр Шкуматов.

Эксперт также отметил, что разработчики комплексов видеофиксации постоянно совершенствуют свои приборы, однако не ставят перед собой цели определить закрашенные или перевернутые знаки.

«Почти все методы, которые были использованы, они, грубо говоря, до первого гаишника».
«Их основная задача - не штрафовать всех подряд, а чтобы люди понимали некую бессмысленность попыток уйти от наказания, тем более что камер много. Проще не нарушать. Они их совершенствуют не для борьбы с суперхитрыми способами уйти от наказания, они их модифицируют, чтобы естественные причины - грязь, плохие погодные условия - не препятствовали распознаванию номера», - говорит Шкуматов.

Напомним, сегодня видеокамеры на дорогах в автоматическом режиме фиксируют превышение скорости с отметки «20+», то есть автомобилисты, не опасаясь штрафов, могут ездить по большей части городских улиц со скоростью до 80 км/час. Однако уже осенью планка допустимого ненаказуемого превышения скорости может быть снижена с 20 до 10 км/час. О возможности внесения подобных поправок корреспонденту Autonews.ru сообщил зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы Вячеслав Лысаков.

Депутат напомнил, что действующие сегодня правила вступили в силу 1 сентября 2013 года и отменили штраф за превышение скорости на 10-20 километров в час, однако вводились эти поправки с учетом появления в России балльной системы. Но так как она не была принята, необходимость в смягчении наказания за незначительное превышение скорости отпала.

Алексей Матвеев