branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Фаза - ноль: электрокарам дали два года

С 1 февраля обнулились пошлины на ввоз электромобилей в Россию...
Фаза - ноль: электрокарам дали два года
Фаза - ноль: электрокарам дали два года
С 1 февраля обнулились таможенные пошлины на электрокары. У автопроизводителей будет два года, чтобы доказать перспективы автомобилей, не требующих топлива, в России - в противном случае в декабре 2015 года вернутся прежние правила. За это время игрокам на рынке электромобилей придется, как минимум, вложиться в инфраструктуру.

«Сегодня в мире производится сравнительно мало электромобилей, поэтому существенно снизить их стоимость нельзя, и это, конечно, влияет на выбор потребителей, отдающих предпочтение автомобилям на традиционном топливе. Кроме того, потребление сдерживает отсутствие зарядной и сервисной инфраструктуры, а ее развитие из-за небольшого числа электромобилей в пользовании не выгодно», - отмечает министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

У автопроизводителей будет два года, чтобы доказать перспективы автомобилей, не требующих топлива.
На сегодня в России представлен только один электромобиль – Mitsubishi i-MiEV. К слову, именно Mitsubishi первым среди автопроизводителей отреагировал на изменение в таможенном законодательстве. Благодаря обнулению таможенных пошлин компания почти в два раза снизила стоимость своего электрокара. Теперь i-MiEV стоит не как седан бизнес-класса в максимальной комплектации, а на уровне компактных кроссоверов и среднеразмерных хэтчбеков – 999 000 рублей.

Следующим электромобилем, представленным в России, станет еще одна модель от Mitsubishi – кроссовер Outlander PHEV. Такое решение было принято, исходя из результатов продаж i-MiEV: несмотря на плохой климат и отсутствие должной инфраструктуры, за прошлый год в России было продано 109 автомобилей, что больше, чем, к примеру, в Германии. В дальнейшем парк электромобилей в России пополнят BMW i3 и Nissan Leaf. Немецкий «аймобиль», возможно, появится в продаже в следующем году. Обнуление пошлин также может ускорить приход Leaf на российский рынок.

И, судя по всему, поставит крест на рыночных перспективах отечественной разработки - El Lada. Уже известно, что в скором времени электрокар от «АвтоВАЗа» должен появиться у дилеров для клиентских тест-драйвов. Ранее предполагалось, что цена машины на рынке составит около 1,3 миллиона рублей – это на порядок выше, чем будут стоить импортные аналоги. Заявленные технические характеристики El Lada сходны с данными конкурентов конкурентов. С места до 100 км/ч машина разгоняется за 13 секунд, а ее максимальная скорость составляет 140 километров в час. Запас хода, по уверению АвтоВАЗа, достигает 140 километров. Заряжать El Lada можно от обычной розетки: для полной зарядки аккумулятора потребуется 8 часов.

Обнуление пошлин поставит крест на перспективах электрической Lada.
По мнению экспертов, налоговые послабления заметного влияния на рынок не окажут. «Дело в том, что в виду своей высокой стоимости такие машины продаются в очень малых объемах. С обнулением пошлин автомобили станут дешевле, но не до такой же степени, чтобы конкурировать с массовыми моделями. Других же выгод для покупателя не предвидится. Хотя в Японии, США и ряде европейских стран покупатели экологически чистых автомобилей получают налоговые и прочие послабления. У нас в стране подобного пока нет, а значит, и нет серьезных стимулов для резкого роста покупательской активности в отношении экологически дружелюбных машин», - считает ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

Перспективы электромобилей выглядят туманными и из-за отсутствия должной инфраструктуры. Даже в Москве подзарядить электрокар – большая проблема. Можно бесплатно воспользоваться зарядными станциями сетей Revolta или «МОЭСК-EV», однако не факт, что удастся обнаружить такую станцию поблизости. Проблему усугубляет еще и отсутствие единой базы по всем местам, где можно подключиться к сети.

Московские владельцы электромобилей жалуются еще и на отсутствие доступа к подобным станциям: большинство электромобилей было закуплено ведомственными структурами, из-за этого доступ ко многим «заправкам» ограничен. Ситуацию частично спасают розетки на парковках рядом с крупными сетевыми супермаркетами, однако и по ним единой карты до сих пор нет.

Доступ ко многим электрическим «заправкам» ограничен.
В скором времени в крупных городах России могут появиться розетки для электрокаров компании «Экомоторс». Фирма, занимающаяся продажей экологичных транспортных средств, предлагает интересный проект – бесплатную установку станций подзарядки рядом с кафе и торговыми центрами. Вместе с тем, владельцы торговых точек должны гарантировать бесплатную зарядку электрокарам. По оценке «Экомоторс», ежедневные затраты на электричество не будут превышать 250 рублей. При этом они смогут привлечь больше клиентов за счет рекламы и заботы об экологии. Аналогичный проект в США продвигает Tesla Motors.

Для сравнения, в США, где инфраструктура для электрокаров уже существует на должном уровне, и выбор автомобилей куда больше, существует другая проблема – продажи электромобилей не достигают желаемых результатов из-за низкой ликвидности. Покупатели опасаются, что через несколько лет продать электрокар будет чрезвычайно сложно. Исследовательская компания CAP Automotive проанализировала цены, выставленные за подержанные автомобили после трех лет эксплуатации. Оказалось, что если разбить машины на категории по типу топлива, то б/у электромобили стоят в среднем всего 20,2 процента от своей стоимости при покупке, в то время как дизельные автомобили обойдутся в 44,7 процента от первоначальной цены, а бензиновые — 43,6 процента.

Еще одна проблема электрокаров - нехватка информации. В США только 44% автомобилистов «что-то слышали» о Chevrolet Volt и 31% - о Nissan Leaf. И только 6 % признали, что понимают, что такое чистый электрокар. Если бы подобное исследование проводилось в России, то, очевидно, пробелы в знаниях были бы еще более внушительными.

Роман Фарботко