Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Все, кто хотел купить автомобиль, его купили
Все, кто хотел купить автомобиль, его купили
Статьи 16 января 2014
Статьи 16 января 2014
Все, кто хотел купить автомобиль, его купили
Минувший год для российского автомобильного рынка был не самым лучшим, но и назвать его катастрофическим нельзя...
Все, кто хотел купить автомобиль, его купили 
Минувший год для российского автомобильного рынка был не самым лучшим, но и назвать его катастрофическим нельзя: 2,73 миллиона проданных в стране автомобилей - это на 5,5% меньше чем в 2012 году, но значительно больше, чем в 2010 и 2011 годах. Такие цифры приведены в обнародованном накануне годовом отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Эксперты АЕБ и участники рынка полагают, что в 2014 г. удержаться даже на этом уровне рынок не сможет.

Традиционно хороший в плане продаж первый квартал сегодня все автопроизводители видят в черном свете. По мнению председателя комитета автопроизводителей АЕБ и главы Mazda в России Йорга Шрайбера, весь возможный потенциал рынка был использован в декабре минувшего года.

Все, кто хотел купить автомобиль, его купили. Свидетельством тому стал резкий скачок объемов продаж в конце года после девятимесячного падения рынка. Кроме того, вместе с 2013 годом закончилась государственная программа льготного автокредитования. Пессимистический прогноз АЕБ на 2014 год определяет российский рынок в 2,64 миллиона автомобилей, оптимистический в 2,85 миллиона.

Несмотря на падение, по результатам 2013 года наш рынок занимает в Европе второе место - сразу после Германии. Тем не менее, в АЕБ считают, что Россия давно уже может претендовать на первое место, так как Германия лидирует за счет огромных госзаказов и корпоративных продаж. Частных покупателей там вдвое меньше, чем в нашей стране.

«Там несколько сегментов. Флитовые продажи, есть государственные. Есть регистрация на самих производителей или на дилеров. Если смотреть на то, сколько автомобилей было куплено частными лицами, то это всего 1,1 миллиона автомобилей. Эта доля в России намного выше. Тут сегмент конечного потребителя – не менее 2 миллионов и с этой точки зрения, Россия, безусловно, важнейший стратегический рынок»,- комментирует ситуацию Йорг Шрайбер.

В пропорциональном соотношении автомобилей реализованных различными брендами, рынок страны мало изменился. По числу проданных машин лидер прежний - АвтоВАЗ. В 2013 году его автомобили разошлись по России тиражом в 456 309 экземпляров. Однако этот показатель на 15% ниже уровня 2012 года. Renault продал 210 099 автомобилей, но это на 11% больше, чем в 2012-м. С третьим результатом по числу проданных автомобилей и со вторым по уровню роста продаж среди тех брендов, что перешагнули отметку в 100 тысяч автомобилей – Kia c 198 018 автомобилями и 6% годового роста.

Самый большой рост объемов продаж который год за китайцами – 764%. Впечатляющий темп, но общее количество проданных автомобилей составляет всего 4838 автомобилей.

Похожие цифры, в 523%, у Smart. Автомобили этой марки в минувшем году приобрели лишь 193 человека, однако глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея предсказывает бренду в нашей стране большое будущее. «Я уверен, что этот рынок, рынок автомобилей Smart будет в России успешным. Это автомобиль для людей особого сознания. Мы начали с продаж автомобиля, который в этом году заканчивает свой производствнный цикл, но это позволило нам понять, как нужен Smart в России. Кроме того, нам пора вступать в сегмент продаж электрических автомобилей, а еще одна потенциально связанная со Smart тема – это краткосрочный прокат, когда вы берете автомобиль в аренду на день. И сейчас основной вопрос у нас в создании соответствующей инфраструктуры. В Германии Smart в этом плане очень успешен. Вы убедитесь, что время Smart еще придет в Москве», - уверен Ян Мадея.

Из остальных «стотысячников» в плюсе удалось удержаться лишь Hyundai с 4% роста и 181 153 проданными автомобилями и Toyota с ростом в 1% и 154 812 реализованными машинами. Практически все остальные автопроизводители продемонстрировали либо небольшой рост продаж, либо отрицательную динамику.


Качественные изменения рынка в 2013 году коснулись, прежде всего, автомобилей сегмента «В» и «С». Здесь зафиксировано более чем 4%-е падение продаж. Одновременно практически на такую же долю вырос рынок компактных кроссоверов, что подтверждает логику маркетинговой политики тех компаний, которые сделали ставку на SUV. Генеральный директор Mitsubishi Motors Corporation Russia Андрей Панков утверждает, что продажи именно в этом сегменте помогли компании выйти из финансового года с положительной динамикой.

«В 2013 году, я думаю, у нас получилось все, потому что, несмотря на падение российского рынка на 5,5 %, наши продажи выросли на 6%, что в текущих условиях достаточно редкий результат. Одна из причин в том, что мы сосредоточили свои усилия на сегменте SUV, где у нас продажи Outlander выросли на 24%, ASX на 23%, поэтому нам, в общем-то, грех жаловаться на то что было в 2013 году», - прокомментировал Андрей Панков результаты работы компании в 2013 году. В 2014-м, по его мнению, ситуация на рынке также будет благоприятной.

На кроссоверах в наступившем году собирается выезжать и другой японский производитель. По словам главы Suzuki в России Коичи Такакура, именно полноприводные модели компании были самыми востребованными в течение всего года, что позволяет, в целом, считать завершившийся год стабильным, несмотря на 15%-е падение общих продаж. «В 2013 году было реализовано 27 724 тысячи автомобилей Suzuki, и лидерами продаж среди моделей марки стали SX4 Classic (46,05 %) и Grand Vitara (43,15 %). На прежнем уровне остались продажи моделей Jimmy (5,39 %), Splash (2,57 %) и Swift (2,46 %). Такие результаты мы считаем достаточно стабильными», - подвел итоги 2013 года Коичи Такакура.

С наступлением нового года, уверены в компании, продажи пойдут в гору. «В России в 2013 году сегмент SUV (Sport Utility Vehicle), в отличие от многих других, продемонстрировал рост, и в новом году этот тренд должен сохраниться. В декабре прошлого года на российском рынке появился наш новый кроссовер – Suzuki New SX4. С этой моделью мы связываем большие надежды: ее выход позволит нам усилить свои позиции в сегменте кроссоверов. В 2014 году компания планирует продать 12 тыс. автомобилей Suzuki New SX4, что должно составить около 40% от продаж всех автомобилей марки в России. Всего в этом году Suzuki планирует реализовать в России свыше 30 тысяч автомобилей и вернуться к среднему показателю продаж за последние три года», - рассказал глава компании.

Генеральный директор Peugeot Россия Фредерик Вюаран делает ставку на новые модели 2014 году: «У нас было два главных продукта в 2013 году, это модели Peugeot 408, самый успешный, наш бестселлер и Peugeot 301. Для нас 2013 год был годом сложным, но мы смотрим в будущее c уверенностью. В этом году мы представим новые модели: 2008 в сегменте малых кроссоверов и обновленную модель Peugeot 3008. И показателей 2014 года ждем с уверенностью».

Для Volkswagen минувший год выдался хуже 2012-го, но падение объемов продаж автомобилей компании оказалось ниже, чем по рынку в целом.  PR-менеджер Volkswagen в России Андрей Гордасевич не делает из случившегося большой трагедии: «Да, может быть хотелось бы большего роста, но сказать, что это был самый плохой год, нельзя. По сути, с 2007 года этот год третий по результатам и это не год с самыми малыми продажами. Нам приятно, что мы упали меньше чем рынок – это хорошо, и мы понимаем, что это произошло из-за того, что у нас очень широкий модельный ряд. И у нас есть тот же Polo Sedan, который продается по очень хорошим ценам, и Tiguan локальной сборки – это сегменты довольно важные и хорошо растущие и по сути эти две модели составляют у нас больше 60% продаж. Конечно, эти модели были успешны».


Mercedes, по данным АЕБ, стал премиальным брендом №1. Компания продала почти полсотни тысяч автомобилей, что на 19% выше результатов 2012 года. По словам генерального директора Mercedes-Benz в России Яна Мадея, его компания в 2014 году намерена повторить этот успех: «В этом году мы продали вместе с легкими коммерческими автомобилями 50 000 машин. Это фантастический результат. Мы стали маркой номер один в премиум-классе. Объемы продаж выросли на 19% по сравнению с минувшим годом. Это – четкий ответ: новые машины – продуктовая часть успеха, вторая часть – качество. Мы постоянно боремся за качество, за развитие дилерской сети, за качество общения. В ближайшее время мы расширим число дилеров с 60 до 100. У нас все должно быть другое: от атмосферы, которая встречает клиента при входе, общения с ним персонала, до того как организован тест-драйв».

«Мы имеем дело с тенденцией, когда покупатели массовых брендов потихоньку перетекают в премиум-сегмент. Речь идет о среднем классе, который и социальном плане растет. Особенность нашего сегмента в том, что мы сами создаем этот рынок нашими новыми продуктами, которые ориентированы на текущую ситуацию, мы его создали фактически для себя», -резюмировал Ян Мадея.

Алексей Лаврухин
Комментарии