«А мигалок-то нет». Репортаж из поддельной пробки
Статьи 1 ноября 2013
Статьи 1 ноября 2013
«А мигалок-то нет». Репортаж из поддельной пробки
На трассе М10 под Торжком случился очередной транспортный коллапс. Но в этот раз – учебный...
«А мигалок-то нет». Репортаж из поддельной пробки 
На трассе М10 под Торжком случился очередной транспортный коллапс. Но в этот раз учебный — дорожники, МЧС и ГИБДД отрабатывали приемы взаимодействия при ликвидации ДТП. Справились за 13 минут.



«Даже если из-за ДТП на трассе в зимнее время встанет один автомобиль, через некоторое время будет развернута полевая кухня, и водитель и его пассажиры будут накормлены горячей пищей», - генерал-майор внутренней службы Арсен Григорян очень убедителен. Тарелка гречневой каши с мясом дымится перед ним на столе в развернутой на месте учебной «пробки» палатке. Здесь же мобильный пункт спутниковой связи с командным центром управления кризисными ситуациями, а в 30 метрах над дорогой висит мультикоптер с видеокамерой — картинка красиво смотрится на плазменных экранах. В соседней палатке синими экранами светятся готовые к работе ноутбуки. И яркими синими пятнами в осенний пейзаж вписываются новенькие биотуалеты.


И техника. Снегоуборочные и пожарные машины, автокраны, цистерны и один гусеничный болотоход.


Конечно, никакой пробки, как назло, не было. Но силы собраны, техника прогрета, и, главное, по условиям учений пробка быть должна. Хоть тресни! Но за это беспокоиться не пришлось: что-что, а в перекрытиях наши оперативные службы большие мастера.

Захрипела короткой командой рация, вспыхнули красно-синие люстры на автомобилях ГИБДД, и, по взмаху полосатой палочки, на еще минуту назад полупустой трассе начали собираться коптящие воздух фуры, разрывать воздух гудком клаксонов нетерпеливые легковушки.


Сценарий учений незамысловат: лобовое столкновение двух автомобилей, «рикошет» в третий, и последующий паралич движения. Такое случается сплошь и рядом на любой федеральной трассе. М10 «Россия» Москва-Санкт-Петербург была выбрана не только как олицетворение всей дорожной ситуации в стране, но и как пример чрезвычайной ситуации — когда размер пробки и время, потерянное в ней, бьет все рекорды. Минувшей зимой в этих местах, в 200 километрах от Москвы, затор растянулся на десятки километров. Бедолаги, попавшие в пробку, провели в своих автомобилях более суток.


На долю водителей, попавших в учебный затор, таких испытаний не выпало. Да и у оперативных служб невиданная оперативность. Тем не менее, условия максимально приближены к «боевым»: движение в сторону Москвы перекрыто, на проезжей части очень натурально стоят две искореженные легковушки, которые и стали причиной затора (хорошо, что без «жертв»).


«Скорая» и пожарные подкатывают к месту ДТП за считанные секунды, следом экипаж ГИБДД. Хоть огня и нет, пожарные раскатывают рукава, медики также изображают деятельность, сотрудники ДПС суетятся с рулетками, составляют схемы, фотографируют место происшествия. Все очень быстро!


Буквально через пару минут подъезжают дорожники. Их задача — снять часть ограждения на трассе и пустить скопившийся транспорт по встречной полосе. Им ничего изображать не приходится. Ограждение снимается натурально, а степень правдивости зашкаливает, когда рабочий с автогеном начинает срезать вмонтированные в асфальт металлические конструкции. Одну, другую, третью. Сотрудники МЧС тем временем срезают крышу у попавшей в аварию «Лады». Еще минута, и автомобиль убирают с дороги.


Еще пара минут, и автокран грузит последний покореженный автомобиль в кузов подогнанного грузовика. Финита ла комедия! На все про все — 13 минут! Сказочный результат, нереальный.


Полковника МЧС одолевают вопросами. Главный — как быстро в реальной ситуации придет помощь? Оказывается, на 15-20 минут можно даже не рассчитывать, если, конечно, авария не произойдет непосредственно рядом с пожарной частью. До места учебной «пробки» от ближайшей базы МЧС — 7 километров. А это, по прикидкам офицера, в зимнее время вместе со сборами – минут 40. «Сложнее всего добираться дорожникам, у них мигалок-то нет», - резюмирует он.


Тем не менее, и дорожники, и ГИБДД, и МЧС уверены – транспортного коллапса, который случился минувшей зимой, на трассе М10 «Россия» больше не повторится. Техники и мест ее базирования вдоль трассы стало намного больше. Точки находятся на расстоянии 10-12 километров друг от друга, а в среднем по стране – 40 километров. На складах региона заготовлено 660 тысяч тонн реагента и более 3 миллионов тонн песчано-соляной смеси.


Руководство оценило учения на «удовлетворительно». Все вроде бы сделано, но сравнивать не с чем. Опыта тесного и оперативного взаимодействия у дорожников, ГИБДД и МЧС при ликвидации автомобильных заторов попросту нет, и прошлой зимой все в этом убедились.

Водителям, попавшим в учебную «пробку», каши не досталось – простояли-то всего ничего. А она не помешала бы. В Москву мы добирались 5 часов. Без всяких чрезвычайных ситуаций.


Алексей Матвеев, трасса M10
Комментарии