branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Реальность такова, что многие автодилеры несут убытки»

Эксперты убеждены, что российский автомобильный рынок впереди ждут тяжелые времена...
«Реальность такова, что многие автодилеры несут убытки»
«Реальность такова, что многие автодилеры несут убытки»
В последнее время в прессе и среди экспертов идет непрекращающаяся дискуссия о том, что ждет российский авторынок в 2014 году. С одной стороны, высокопоставленные сотрудники автопроизводителей делают «хорошую мину, при плохой игре», давая умеренно позитивные прогнозы роста российского рынка. Так, Карлос Гон, президент и генеральный директор компаний Renault Nissan, фактический глава альянса Renault-Nissan, считает, что рост продаж начнется уже в следующем году.

В качестве аргументов он приводит тот факт, что уровень автомобилизации в России пока крайне низок. По его словам, в нашей стране сегодня меньше 300 автомобилей на 1000 человек. К слову, средний показатель по Европе — 500 автомобилей. В Португалии, к примеру, 500 машин на 1000 человек, а в Испании и Италии — более 500 на 1000 человек.

«У меня нет ни секундного сомнения, что уровень автомобилизации в России должен быть не меньше, чем в Португалии, Испании или Италии», — говорил Гон в июле этого года.

Управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин, подтвердил мне, что также предполагает рост рынка в 2014 году в пределах 3-5%. По его мнению, этому будет способствовать увеличение количества иностранных автомобилей, произведенных в России, госпрограммы субсидированного кредитования, а также ожидаемая госпрограмма утилизации.

Безусловно, представители автопроизводителей должны быть настроены оптимистично: любые негативные заявления сказываются на стоимости акций их компаний, что влияет на активы акционеров и может привести и к определенным оргвыводам. В частности, к отставками и новым назначениями.

Хотелось бы отметить, что продажи автомобилей, как дорогостоящего товара длительного срока пользования, очень чувствительны к любым колебаниям в экономике. В первую очередь это касается массового и среднего сегментов рынка, тех сегментов, которые генерируют основной объем продаж.

По факту в России происходит следующее. Большинство мировых агентств прогнозирует как минимум замедление роста, как максимум - падении экономических показателей. Так, рейтинговое агентство Fitch снизило прогноз роста мирового ВВП на 2013-2014 годы, в этом году мировая экономика вырастет на 2,3% против ожидавшихся 2,4%, в 2014 году — на 2,9% вместо 3,1%. В 2015 мировой ВВП ускорится до 3,2%, ожидает Fitch.

Растут цены практически на все, автомобили – не исключение
Тем временем Forbes пишет: «К середине 2013 года экономический рост в России практически остановился. Инвестиции, строительство и промышленность находятся на уровне прошлого года. ВВП увеличивается «европейским» темпом — 1,6%. Снижается экспорт. Инвестиции стагнируют уже полтора года, а строительство — почти два, грузооборот транспорта — полгода».

Очевидно, что это негативно влияет на нашу экономику. Растут цены практически на все, автомобили – не исключение. Российским покупателям не стоит ожидать «райских кущ» - правительство не собирается удерживать нефтеперерабатывающие компании от повышения цен на бензин. С таким заявлением накануне выступил глава правительства Дмитрий Медведев, подчеркнув, что нынешнее повышение стоимости топлива – объективный рыночный процесс. Впрочем, пенять на судьбу автомобилистам тоже не стоит: как объяснил премьер, если цены на бензин вдруг начнут снижаться, значит, падают и мировые цены на нефть, а для российской экономики это означает крах.

«Райские кущи я вам здесь не обещаю. К сожалению, это (рост цен на топливо) объективный экономический процесс. Рост цен замедлится и может даже грохнуться, если завтра грохнутся цены на нефть. А для нашей страны это еще большая беда, чем рост цен на бензин», — заявил Дмитрий Медведев на встрече с участниками молодежного форума «Машук-2013».

Рост цен на бензин – «кровь экономики», автоматически ведет к росту всех остальных цен, и снижению покупательной способности населения. Похоже, впору задуматься о том, стоит ли покупать новый автомобиль, или более разумный шаг – поездить на том, что есть, и подождать. Тем более, активно идет процесс замещения отечественных автомобилей иномарками, собранными в России. Эти машины и живут дольше, и сроки гарантии имеют существенно более длинные.

Рост цен на бензин – «кровь экономики»
Кроме того, ослабление курса рубля и, увы, недостаточно высокий уровень локализации автокомпонентов для локальных производств также повлияют на рост цен на все автомобили, как импортные, так и собранные в России. «Сдерживающим фактором роста рынка будет рост цен на импортируемые автомобили из-за ослабления бивалютной корзины», - считает Денис Петрунин.

Не следует питать иллюзий по поводу импорта и по другой причине: в случае возникновения рисков для местной индустрии с точки зрения цен на импортные машины, как правило, следует незамедлительная реакция Правительства. Так, например, было с введением утилизационного сбора. Аналогичная ситуация была и с применением антидемпинговых пошлин на легкие коммерческие автомобили.

Рынок близок к уровню приписок
Есть, впрочем, еще один фактор, о котором как-то не принято говорить. Это состояние складов импортеров и автопроизводителей, а также их дилерских сетей. В первую очередь, нужно смотреть на уровень собственно склада в штуках, а также на количество автомобилей, которые дилеры выкупили и отчитались, как о проданных конечным потребителям. Реальность сегодняшнего автобизнеса такова, что многие дилеры и в Москве, и в регионах уже несут убытки. Причем представители даже в тех марок, которые традиционно считались привлекательными в плане инвестиций. Рынок близок к пределу уровня «саморегистраций» (регистрации машины, как проданной покупателю, но без факта таковой продажи), иными словами, уровня приписок.

Дилеры в России, с одной стороны, находятся под давлением импортеров и автопроизводителей. С другой - пребывая в эйфории по поводу перспектив развития авторынка и бизнеса в целом, построили крайне дорогостоящие и зачастую совершенно не соответствующие реальной доходности бизнеса центры. Помножьте все это на стоимость кредитных ресурсов, на которые это все строилось, а также увеличение стоимости финансирования дилерских складов как по объему, так и по кредитной ставке, и вы увидите отрицательный баланс в графе «итого» бухгалтерских балансов многих внешне благополучных предприятий.

Более разумный шаг – поездить на том, что есть и подождать
Крах дилеров, а этот процесс уже происходит, приведет к неизбежному снижению уровня, как фактических продаж, так и приписок. Мнения экспертов и практиков автомобильного бизнеса, увы, тоже не вселяют оптимизма, равно как и комментарии их коллег со стороны автопроизводителей.

Сергей Алферов, представитель дилерской группы Юг-Авто считает, что внутренние и наружные макроэкономические факторы будут давить на спрос, продажи новых автомобилей продолжат увеличиваться только в премиум-сегменте, в остальных - будут сокращаться. По его мнению, по итогам 2014 года в отношении к 2013, мы увидим сокращение продаж на несколько процентов, ориентировочно на 2%.

Сергей Целиков, компания «Автостат», в нашем разговоре подтвердил, что видит слишком много факторов неопределенности. «Ситуация с точки зрения прогноза очень интересная. Авторынок может пойти как вверх, так и вниз. Конечно, многое зависит от экономики, но наиболее реальный сценарий развития - это дальнейшее плавное снижение рынка в пределах 5-7%», - считает он.

«Авторынок может пойти как вверх, так и вниз»
Я, Владимир Дукельский, один из ветеранов российского постперестроечного автобизнеса (занимал ключевые позиции в национальных компаниях автопроизводителей в России, в том числе, был первым генеральным директором Porsche Russland, первым управляющим директором Kia Motors RUS, первым российским сотрудником представительства Volvo в России), считаю, что негативное влияние на рынок окажет ситуация с бюджетом и необходимостью компенсировать потери, связанные со стихийными бедствиями на Дальнем Востоке.

Отрицательное воздействие окажет также падение курса рубля по отношению к ключевым валютам. В абсолютно оптимистическом варианте развития экономики в мире (рост цен на энергоносители и традиционные продукты российского экспорта) в 2014 году авторынок зафиксируется по отношению к 2013 году, однако наиболее реальное его развитие - дальнейшее падение. Вплоть до -10% по отношению к уровню продаж в 2013 году.

Владимир Дукельский, специально для Autonews.ru

Проголосовать за то, как по-вашему будут обстоять дела на российском автомобильном рынке в ближайшее время, можно здесь >>>