«Реальность такова, что многие автодилеры несут убытки»
Статьи 4 октября 2013
Статьи 4 октября 2013
«Реальность такова, что многие автодилеры несут убытки»
Эксперты убеждены, что российский автомобильный рынок впереди ждут тяжелые времена...
«Реальность такова, что многие автодилеры несут убытки» 
В последнее время в прессе и среди экспертов идет непрекращающаяся дискуссия о том, что ждет российский авторынок в 2014 году. С одной стороны, высокопоставленные сотрудники автопроизводителей делают «хорошую мину, при плохой игре», давая умеренно позитивные прогнозы роста российского рынка. Так, Карлос Гон, президент и генеральный директор компаний Renault Nissan, фактический глава альянса Renault-Nissan, считает, что рост продаж начнется уже в следующем году.

В качестве аргументов он приводит тот факт, что уровень автомобилизации в России пока крайне низок. По его словам, в нашей стране сегодня меньше 300 автомобилей на 1000 человек. К слову, средний показатель по Европе — 500 автомобилей. В Португалии, к примеру, 500 машин на 1000 человек, а в Испании и Италии — более 500 на 1000 человек.

«У меня нет ни секундного сомнения, что уровень автомобилизации в России должен быть не меньше, чем в Португалии, Испании или Италии», — говорил Гон в июле этого года.

Управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин, подтвердил мне, что также предполагает рост рынка в 2014 году в пределах 3-5%. По его мнению, этому будет способствовать увеличение количества иностранных автомобилей, произведенных в России, госпрограммы субсидированного кредитования, а также ожидаемая госпрограмма утилизации.

Безусловно, представители автопроизводителей должны быть настроены оптимистично: любые негативные заявления сказываются на стоимости акций их компаний, что влияет на активы акционеров и может привести и к определенным оргвыводам. В частности, к отставками и новым назначениями.

Хотелось бы отметить, что продажи автомобилей, как дорогостоящего товара длительного срока пользования, очень чувствительны к любым колебаниям в экономике. В первую очередь это касается массового и среднего сегментов рынка, тех сегментов, которые генерируют основной объем продаж.

По факту в России происходит следующее. Большинство мировых агентств прогнозирует как минимум замедление роста, как максимум - падении экономических показателей. Так, рейтинговое агентство Fitch снизило прогноз роста мирового ВВП на 2013-2014 годы, в этом году мировая экономика вырастет на 2,3% против ожидавшихся 2,4%, в 2014 году — на 2,9% вместо 3,1%. В 2015 мировой ВВП ускорится до 3,2%, ожидает Fitch.

Растут цены практически на все, автомобили – не исключение
Тем временем Forbes пишет: «К середине 2013 года экономический рост в России практически остановился. Инвестиции, строительство и промышленность находятся на уровне прошлого года. ВВП увеличивается «европейским» темпом — 1,6%. Снижается экспорт. Инвестиции стагнируют уже полтора года, а строительство — почти два, грузооборот транспорта — полгода».

Очевидно, что это негативно влияет на нашу экономику. Растут цены практически на все, автомобили – не исключение. Российским покупателям не стоит ожидать «райских кущ» - правительство не собирается удерживать нефтеперерабатывающие компании от повышения цен на бензин. С таким заявлением накануне выступил глава правительства Дмитрий Медведев, подчеркнув, что нынешнее повышение стоимости топлива – объективный рыночный процесс. Впрочем, пенять на судьбу автомобилистам тоже не стоит: как объяснил премьер, если цены на бензин вдруг начнут снижаться, значит, падают и мировые цены на нефть, а для российской экономики это означает крах.

«Райские кущи я вам здесь не обещаю. К сожалению, это (рост цен на топливо) объективный экономический процесс. Рост цен замедлится и может даже грохнуться, если завтра грохнутся цены на нефть. А для нашей страны это еще большая беда, чем рост цен на бензин», — заявил Дмитрий Медведев на встрече с участниками молодежного форума «Машук-2013».

Рост цен на бензин – «кровь экономики», автоматически ведет к росту всех остальных цен, и снижению покупательной способности населения. Похоже, впору задуматься о том, стоит ли покупать новый автомобиль, или более разумный шаг – поездить на том, что есть, и подождать. Тем более, активно идет процесс замещения отечественных автомобилей иномарками, собранными в России. Эти машины и живут дольше, и сроки гарантии имеют существенно более длинные.

Рост цен на бензин – «кровь экономики»
Кроме того, ослабление курса рубля и, увы, недостаточно высокий уровень локализации автокомпонентов для локальных производств также повлияют на рост цен на все автомобили, как импортные, так и собранные в России. «Сдерживающим фактором роста рынка будет рост цен на импортируемые автомобили из-за ослабления бивалютной корзины», - считает Денис Петрунин.

Не следует питать иллюзий по поводу импорта и по другой причине: в случае возникновения рисков для местной индустрии с точки зрения цен на импортные машины, как правило, следует незамедлительная реакция Правительства. Так, например, было с введением утилизационного сбора. Аналогичная ситуация была и с применением антидемпинговых пошлин на легкие коммерческие автомобили.

Рынок близок к уровню приписок
Есть, впрочем, еще один фактор, о котором как-то не принято говорить. Это состояние складов импортеров и автопроизводителей, а также их дилерских сетей. В первую очередь, нужно смотреть на уровень собственно склада в штуках, а также на количество автомобилей, которые дилеры выкупили и отчитались, как о проданных конечным потребителям. Реальность сегодняшнего автобизнеса такова, что многие дилеры и в Москве, и в регионах уже несут убытки. Причем представители даже в тех марок, которые традиционно считались привлекательными в плане инвестиций. Рынок близок к пределу уровня «саморегистраций» (регистрации машины, как проданной покупателю, но без факта таковой продажи), иными словами, уровня приписок.

Дилеры в России, с одной стороны, находятся под давлением импортеров и автопроизводителей. С другой - пребывая в эйфории по поводу перспектив развития авторынка и бизнеса в целом, построили крайне дорогостоящие и зачастую совершенно не соответствующие реальной доходности бизнеса центры. Помножьте все это на стоимость кредитных ресурсов, на которые это все строилось, а также увеличение стоимости финансирования дилерских складов как по объему, так и по кредитной ставке, и вы увидите отрицательный баланс в графе «итого» бухгалтерских балансов многих внешне благополучных предприятий.

Более разумный шаг – поездить на том, что есть и подождать
Крах дилеров, а этот процесс уже происходит, приведет к неизбежному снижению уровня, как фактических продаж, так и приписок. Мнения экспертов и практиков автомобильного бизнеса, увы, тоже не вселяют оптимизма, равно как и комментарии их коллег со стороны автопроизводителей.

Сергей Алферов, представитель дилерской группы Юг-Авто считает, что внутренние и наружные макроэкономические факторы будут давить на спрос, продажи новых автомобилей продолжат увеличиваться только в премиум-сегменте, в остальных - будут сокращаться. По его мнению, по итогам 2014 года в отношении к 2013, мы увидим сокращение продаж на несколько процентов, ориентировочно на 2%.

Сергей Целиков, компания «Автостат», в нашем разговоре подтвердил, что видит слишком много факторов неопределенности. «Ситуация с точки зрения прогноза очень интересная. Авторынок может пойти как вверх, так и вниз. Конечно, многое зависит от экономики, но наиболее реальный сценарий развития - это дальнейшее плавное снижение рынка в пределах 5-7%», - считает он.

«Авторынок может пойти как вверх, так и вниз»
Я, Владимир Дукельский, один из ветеранов российского постперестроечного автобизнеса (занимал ключевые позиции в национальных компаниях автопроизводителей в России, в том числе, был первым генеральным директором Porsche Russland, первым управляющим директором Kia Motors RUS, первым российским сотрудником представительства Volvo в России), считаю, что негативное влияние на рынок окажет ситуация с бюджетом и необходимостью компенсировать потери, связанные со стихийными бедствиями на Дальнем Востоке.

Отрицательное воздействие окажет также падение курса рубля по отношению к ключевым валютам. В абсолютно оптимистическом варианте развития экономики в мире (рост цен на энергоносители и традиционные продукты российского экспорта) в 2014 году авторынок зафиксируется по отношению к 2013 году, однако наиболее реальное его развитие - дальнейшее падение. Вплоть до -10% по отношению к уровню продаж в 2013 году.

Владимир Дукельский, специально для Autonews.ru

Проголосовать за то, как по-вашему будут обстоять дела на российском автомобильном рынке в ближайшее время, можно здесь >>>

Комментарии