Autonews
Статьи

Штрафы с возу, кому-то легче

Скандал со сбоем в системе оплаты штрафов может привести к тому, что ГИБДД лишат права их собирать...
Штрафы с возу, кому-то легче
Штрафы с возу, кому-то легче 
Продолжающийся скандал со сбоем в электронной системе оплаты штрафов может привести к тому, что ГИБДД лишат прав администрировать квитанции – контроль над этим перейдет в руки чиновников. Такое предложение московских властей было озвучено на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, посвященном проблеме взимания штрафов. Раздражение представителей мэрии можно понять: вынужденный простой системы из-за неполадок (дела должников не будут передаваться в Федеральную службу судебных приставов до 15 августа) тормозит поступление «штрафных» денег в бюджет.

«Рассматривается вариант, при котором служащие ГИБДД будут лишь фиксировать нарушение, передавать информацию о нем в Департамент транспорта Москвы, а уже он будет осуществлять передачу информации в государственную информационную систему государственных и муниципальных платежей», - цитирует «Коммерсант» одного из участников совещания по урегулированию ситуации с «ложными должниками» по штрафам.

Кто виноват

То, что система оплаты штрафов работает некорректно, было признано в мае, и почти сразу же стало известно о том, что это не рядовая неполадка (скажем, в 2012 году ФССП рапортовало о полумиллионе ложных должников), а критический сбой – около 10% всех погашенных штрафных квитанций система посчитала неоплаченными. Попытки «в ручном режиме» удалять якобы неоплаченные штрафы оказались неэффективны. Ситуацию накалило еще и то, что сбой произошел в преддверии отпускного сезона, а с неоплаченными штрафами выехать за границу было нельзя – Госдуме пришлось в срочном порядке разрешать должникам (реальным и мнимым) покидать страну.

Кто виноват в сложившейся ситуации, внятно не объявлено до сих пор. В цепочке «ГИБДД-банки-казначейство» изначально заподозрили вторых - был даже составлен неофициальный «черный список» банков, в которых лучше не оплачивать штрафы. Однако затем казначейство сообщило о поступлении невыясненных сумм денег – получается, что банки исправно переводили штрафы, а вот ГИБДД неверно идентифицировало плательщиков. Таким образом, водитель оплачивал квитанцию, но все равно оставался должен.

Что делать

Предложение московских чиновников должно быть представлено правительству 1 сентября, и вполне возможно, что оно будет удовлетворено, ведь недавно премьер-министр Дмитрий Медведев уже согласился лишить ГИБДД права взымать штрафы за неправильную парковку, возложив эту функцию на власти субъектов федерации. Если учесть, что бюджет Москвы, как заявила глава департамента финансов столичной мэрии Вера Чистова, ожидает в этом году притока около 10 миллиардов «штрафных» рублей, то ставки получаются слишком высоки, чтобы оставлять за ГИБДД право на ошибку.

Тем более что у московских властей давно уже накопились претензии к автоинспекции: «Отсутствие штата сотрудников ГИБДД, адекватного масштабам таких правонарушений на территории Москвы и Санкт-Петербурга, недостаточность технической оснащенности и финансирования приводят к неудовлетворительной реализации норм административного законодательства», - отмечено в пояснительной записке, составленной в столичной мэрии.

Ранее сообщалось, что столичные чиновники намерены забрать у полиции ряд других полномочий, например - рассматривать дела об административных правонарушениях за выезд на выделенную полосу и нарушение требований дорожных знаков.