branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

От мобильных до расстрела

Правила дорожного движения в России для неискушенного зрителя выглядят парадоксально...
Правила дорожного движения в России для неискушенного зрителя выглядят парадоксально: такие фундаментальные с точки зрения безопасности нарушения, как игнорирование ремней безопасности или проезд на красный свет, стоят копейки в сравнении с огромными штрафами за, к примеру, неправильную парковку.

Несбалансированность системы штрафов признают и депутаты – накануне первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков предложил снизить финансовые взыскания за ряд нарушений ПДД. Прежде всего – понизить «столичные наценки» за неправильную парковку и выезд на полосу для общественного транспорта. Однако вполне очевидно, что некоторым штрафам необходимо, наоборот, подрасти.

Разговор по мобильному телефону

Штраф за разговор по телефону за рулем в России был введен относительно недавно - в 2007 году. И, как это часто бывает, после месяца-другого активного выписывания квитанций за новое правонарушение, ГИБДД этот штраф благополучно забыло. «Кого-нибудь вообще штрафуют за мобильник?» - распространенная тема на автофорумах, в которой водители приходят к выводу, что инспекторов интересуют только «богатые» штрафы. И правда, одна из причин забвения «телефонного штрафа» - его совершенная пустячность, всего-то 300 рублей, из-за которой к нему трудно относиться всерьез. Отметим, что это одна из самых дешевых «расценок» в Европе – примерно столько же (7,5$) это нарушение «стоит» только в Боснии и Герцеговине.

При этом американские ученые из Университета штата Юта пришли к выводу, что разговор за рулем снижает скорость реакции водителя до состояния «подшофе» - автомобилисты, любящие поболтать по телефону, в четыре раза чаще попадают в аварии. Десять американских штатов и федеральный округ Колумбия запрещают начинающим водителям пользоваться даже автомобильным bluetooth. В Европе рекордсменом в наказании за это нарушение является Норвегия – 160 евро; в Великобритании придется расстаться с 75 евро, в Германии – отдать 40. При этом средний штраф по Европе составляет около 65 евро.

Ремень безопасности

Как показал недавний опрос, проведенный автоинспекцией – половина российских водителей не пристегивает ремень безопасности. Виной тому не только распространенный миф о том, что в критической ситуации он может навредить (например, не позволит быстро покинуть автомобиль), но и рудиментарная водительская привычка, идущая еще с тех времен, когда у ремня безопасности не было инерционных катушек. Его натяжение приходилось регулировать вручную, а после – сидеть буквально привязанным к креслу. Большинство советских водителей игнорировало ремень, и эта манера передалась через поколение.

Перевоспитать российских автомобилистов помог бы хороший штраф, но в России ремень обходится всего в 500 рублей (дешевле только в Китае – около 240 рублей в пересчете на наши деньги). Для сравнения – в Канаде это правонарушение будет стоить 1000$. В Европе самый крупный штраф за не пристегнутый ремень действует в Великобритании – 500 евро. Во Франции придется заплатить 135 евро, а в Германии – 30 (втрое больше, чем у нас). Еще одно отличие: в Европе штраф платит каждый не пристегнутый пассажир, а в России он «общий» - вне зависимости от количества нарушителей в автомобиле.

Проезд на красный свет

Никто не будет спорить, что проезд на запрещающий сигнал светофора – нарушение, по своей разрушительной силе не уступающее выезду на встречную полосу. По данным ГИБДД, именно оно является причиной большинства аварий со смертельным исходом. Однако штраф за него в России на редкость толерантный - 1000 рублей. Причем ездить так можно столько, сколько позволяет кошелек – а ведь даже в Китае, где штрафы невысоки, второе такое нарушение влечет за собой изъятие водительского удостоверения на срок до полугода. Что уж говорить о Европе – в Великобритании невнимательность к светофору обойдется в 1800 евро, в Германии – от 90 до 360 евро, а во Франции «торопыга» заплатит 90 евро.

Превышение скорости больше, чем на 60 км/ч

Это ходовое - в силу, скажем так, отсутствия неотвратимости наказания - нарушение на российских дорогах могло бы стать ископаемой редкостью даже в наших условиях, если бы штраф за него был, как в Канаде – 10 000 в переводе на американские доллары. Конечно, это крайности, но и среднеевропейские цифры заставляют притормозить: в Великобритании лихач заплатит от 1000 до 2500 евро, во Франции – 1500, а в Германии 400-800 евро. Кстати, интересна разница в подходе к наказанию: во всем мире «гонщиков» стараются ударить по кошельку, но права не изымают (есть исключения: в США превышение свыше 60 км\ч обойдется в 1000$ и, возможно, суд лишит нарушителя прав). В России наоборот – штраф невелик (2000-2500 рублей), зато с огромной вероятностью следующие 4-6 месяцев нарушителю придется ходить пешком.

Впрочем, против повышения этого штрафа в России есть весомый аргумент – бардак со скоростным режимом. Как отмечают водители, на большинстве трасс установлены знаки, явно не соответствующие дорожной ситуации: например, ограничение 40 км/ч на многополосной магистрали из-за вялотекущего ремонта на обочине и так далее.

Нетрезвое вождение

Наверное, сама болезненная тема для российских автомобилистов на сегодняшний день – наказание за нетрезвое вождение. Как ни парадоксально, оно одновременно и крайне строгое и совершенно беззубое. Так, например, лишиться прав может добропорядочный автомобилист, зато ничто пока что не мешает прожженному забулдыге до бесконечности копить сроки лишений – и продолжать ездить на автомобиле пьяным. Всему виной сочетание нормы «ноль промилле» (фактически, основанием для лишения ВУ может стать любое значение, не укладывающееся в погрешность алкометра) и санкций в виде лишения прав от 1,5 до 2 лет (или до 3 лет, если водитель уже был лишен прав).

Если посмотреть, то практически во всем мире поступают наоборот - допустимая норма содержания алкоголя в крови выше, а наказание, в основном, денежное: в США водитель признается пьяным после 0,8 промилле (штраф от 400 до 1000$ + огромные судебные издержки и возможность все же лишиться прав); Канада – 0,8 промилле (штраф $600), Великобритания – 0,8 промилле (штраф 3000 евро); Италия – 0,5 промилле (штраф от 500 до 2000 евро); Ирландия – 0,5 промилле (штраф 5000 евро + обязательное лишение прав на срок до 3 лет); Германия – 0,5 промилле (штраф от 500 до 3000 евро); Япония – 0,5 промилле (штраф от 8700$ до 2,5 миллионов долларов – за ДТП со смертельным исходом).

Напомним, что в скором времени и российских водителей, любящих заложить за воротник также начнут бить по кошельку – в марте Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий вполне европейские штрафы: от 50 до 200 тысяч рублей. Все бы неплохо, но главный вопрос с допустимым количеством промилле по-прежнему не решен – если сохранится «0», то по жесткости этому наказанию будет сложно подобрать пару за рубежом. Впрочем, российским водителям можно будет утешиться, что их хотя бы не расстреливают, как в Китае - нетрезвых виновников ДТП со смертельным исходом.