Российским автомобилистам вновь подтянут гайки – не успели еще стихнуть предупреждения о принимаемых мерах в адрес водителей, использующих иностранные номера, чтобы уходить от налогообложения, как под раздачу попали все прочие автомобилисты, уклоняющиеся от уплаты штрафов. С 9 мая 2013 года в силу вступает закон № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», добавляющий к двум существующим наказаниям за это правонарушение (двукратный штраф или административный арест до 15 суток) третье – обязательные работы на срок до 50 часов. Как отмечается на сайте ГИБДД МВД РФ, решение о выборе того или иного наказания будет принимать суд.
Закон предусматривает еще и четвертую, самую суровую кару за непогашенный штраф – лишение прав: «Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса». Прямо сейчас, с 9 мая, впрочем, применяться эта мера не будет, говорят в ГИБДД: еще не внесены изменения в КоАП.
При этом власти пошли навстречу автомобилистам, вдвое увеличив допустимые сроки добровольной уплаты штрафов – с 30 до 60 дней. Кроме того, закон увеличивает и срок передачи постановления из ГИБДД в ведомство судебных приставов. Ранее эта процедура должна была занимать не более трех дней, но со вступления закона в силу она растянется на десять дней. При этом срок давности штрафов оставлен без изменений – 2 года.
По мнению экспертов, новый закон в той части, которая касается увеличения сроков уплаты штрафов, окажется бесполезным: желающие оплатить квитанцию могут сделать это и за месяц. А предрекаемое лишение прав они расценивают как чересчур суровую меру, не соответствующую проступку, которая приведет к тому, что автомобилисты начнут массово переписывать свой транспорт на «бесправных» родственников.
«С моей точки зрения, продление срока сделано для каких-то совсем уж нерадивых автомобилистов. 30 дней – вполне достаточно, - заявил Autonews.ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Скорее всего, тот, кто не заплатил в этот срок, не оплатит штраф и в последующие 30 суток. Что касается дополнительного наказания в виде лишения прав, то у нас и так более миллиона «лишенцев» образуется за год, и эта армия все пребывает».
«Езда без прав становится совершенно обыденным явлением. Лишение прав – серьезное наказание, которое должно назначаться только за грубые нарушения ПДД. Заметьте, кстати, что законопроект приняли исподтишка. Я вот о нем ничего не знал, а ведь слежу за такими вещами. Это означает, что его не выносили на общественное обсуждение, не согласовывали с экспертами, хотя он, безусловно, затрагивает очень важные вещи. Такой законопроект я поддержать не могу», - отметил эксперт.
С ним согласен и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Кто хочет – тот платит за 30 суток. Нет, я могу представить себе, что кто-то за Полярным кругом лежит с инфарктом и не может оплатить штраф, потому что до ближайшего банкомата – тысячи километров. Но это редкость, согласитесь. А кто не хочет платить, тому и 10 лет мало. Потом, что касается увеличения срока передачи дела приставам – эти сроки и раньше не соблюдались, и сейчас не будут. Просто потому, что нет технических возможностей их соблюсти. Бесполезное нововведение».
«Что касается лишения прав, то я бы не стал сейчас поднимать этот вопрос. По крайней мере, до тех пор, пока система информирования граждан не начнет работать без ошибок и сбоев. На сегодня портал госуслуг и ГИБДД зачастую предоставляют неверную информацию. А суд ориентируется на базу данных. Часто получается так, что человек и не знает о том, что за ним числятся штрафы. Если за это станут лишать прав, то судить будут невиновных», - добавил он.
Напомним, что проблема плохой собираемости штрафов была озвучена временно исполняющим обязанности губернатора Московской области Андреем Воробьевым на мартовской встрече с экспертами по вопросам повышения безопасности дорожного движения, в которой принимал участие Дмитрий Медведев. «За нарушения правил дорожного движения должно быть не только наказание, но и механизм взыскания этого штрафа. Мое предложение заключается в том, чтобы внимательно посмотреть и предусмотреть такой формат», - заявил врио губернатора, отметив, что каждый второй штраф в России остается неоплаченным.
Закон предусматривает еще и четвертую, самую суровую кару за непогашенный штраф – лишение прав: «Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса». Прямо сейчас, с 9 мая, впрочем, применяться эта мера не будет, говорят в ГИБДД: еще не внесены изменения в КоАП.
При этом власти пошли навстречу автомобилистам, вдвое увеличив допустимые сроки добровольной уплаты штрафов – с 30 до 60 дней. Кроме того, закон увеличивает и срок передачи постановления из ГИБДД в ведомство судебных приставов. Ранее эта процедура должна была занимать не более трех дней, но со вступления закона в силу она растянется на десять дней. При этом срок давности штрафов оставлен без изменений – 2 года.
По мнению экспертов, новый закон в той части, которая касается увеличения сроков уплаты штрафов, окажется бесполезным: желающие оплатить квитанцию могут сделать это и за месяц. А предрекаемое лишение прав они расценивают как чересчур суровую меру, не соответствующую проступку, которая приведет к тому, что автомобилисты начнут массово переписывать свой транспорт на «бесправных» родственников.
«С моей точки зрения, продление срока сделано для каких-то совсем уж нерадивых автомобилистов. 30 дней – вполне достаточно, - заявил Autonews.ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Скорее всего, тот, кто не заплатил в этот срок, не оплатит штраф и в последующие 30 суток. Что касается дополнительного наказания в виде лишения прав, то у нас и так более миллиона «лишенцев» образуется за год, и эта армия все пребывает».
«Езда без прав становится совершенно обыденным явлением. Лишение прав – серьезное наказание, которое должно назначаться только за грубые нарушения ПДД. Заметьте, кстати, что законопроект приняли исподтишка. Я вот о нем ничего не знал, а ведь слежу за такими вещами. Это означает, что его не выносили на общественное обсуждение, не согласовывали с экспертами, хотя он, безусловно, затрагивает очень важные вещи. Такой законопроект я поддержать не могу», - отметил эксперт.
С ним согласен и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Кто хочет – тот платит за 30 суток. Нет, я могу представить себе, что кто-то за Полярным кругом лежит с инфарктом и не может оплатить штраф, потому что до ближайшего банкомата – тысячи километров. Но это редкость, согласитесь. А кто не хочет платить, тому и 10 лет мало. Потом, что касается увеличения срока передачи дела приставам – эти сроки и раньше не соблюдались, и сейчас не будут. Просто потому, что нет технических возможностей их соблюсти. Бесполезное нововведение».
«Что касается лишения прав, то я бы не стал сейчас поднимать этот вопрос. По крайней мере, до тех пор, пока система информирования граждан не начнет работать без ошибок и сбоев. На сегодня портал госуслуг и ГИБДД зачастую предоставляют неверную информацию. А суд ориентируется на базу данных. Часто получается так, что человек и не знает о том, что за ним числятся штрафы. Если за это станут лишать прав, то судить будут невиновных», - добавил он.
Напомним, что проблема плохой собираемости штрафов была озвучена временно исполняющим обязанности губернатора Московской области Андреем Воробьевым на мартовской встрече с экспертами по вопросам повышения безопасности дорожного движения, в которой принимал участие Дмитрий Медведев. «За нарушения правил дорожного движения должно быть не только наказание, но и механизм взыскания этого штрафа. Мое предложение заключается в том, чтобы внимательно посмотреть и предусмотреть такой формат», - заявил врио губернатора, отметив, что каждый второй штраф в России остается неоплаченным.