branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Для заносчивых: зимние уроки вождения

Черепашья скорость движения, бесконечные аварии «паровозиком», машины, развернутые поперек движения на перекрестке – сильные снегопады каждый год показывают, насколько большинство водителей не подготовлены к управлению автомобилем в зимних условиях...
Для заносчивых: зимние уроки вождения
Для заносчивых: зимние уроки вождения
Черепашья скорость движения, бесконечные аварии «паровозиком», машины, развернутые поперек движения на перекрестке – сильные снегопады каждый год показывают, насколько большинство водителей не подготовлены к управлению автомобилем в зимних условиях, будь то скользкая дорога или рыхлый снег. Не зря российское представительство Mazda каждую зиму проводит отдельные сессии своей Академии спортивного вождения.

Чтобы добраться до подмосковного аэродрома Мячково, где обычно проходят занятия Академии, потребовалось несколько часов – столица аккуратно ползла в неуклюжих пробках, сталкивая автомобили в дурацком вальсе. На треке как раз ждала проработка двух типичных ситуаций, в которые может попасть автомобиль на скользкой дороге, причем не только на льду, но и в осенней луже: снос и занос. Разбирались ситуации с переднеприводными автомобилями: соответственно, тренировки проходили на хэтчбеках Mazda3 с автоматической коробкой передач и отключенной системой стабилизации.

Снос – это скольжение передней осью автомобиля. Если при подходе к крутому повороту водитель ошибся с выбором скорости и не довернул руль на нужный угол, автомобиль начинает сносить: вывернутые колеса вращаются, но не могут зацепиться за покрытие. Теорию знают все прилежные выпускники автошколы: нужно поставить колеса прямо, то есть повернуть руль в сторону заноса, отпустить газ или на автомобилях с механической коробкой иногда достаточно выжать сцепление, и затем, восстановив сцепление с дорогой и погасив скорость, постараться войти в поворот. Однако рефлекторно большинство водителей пытается доворачивать руль, из-за чего передние колеса продолжают вращаться без сцепления с дорогой и автомобиль дольше остается неуправляемым.

Для проработки сноса инструкторы Mazda Sport Academy используют упражнение, включающее «змейку» и медленный 180-градусный поворот. Все это – на голом льду, и с ростом скорости прохождения заданий машину непременно начинает сносить. Таким образом прорабатывается правильное руление и работа газом и тормозом. Также в медленном повороте как контраварийную меру можно использовать ручной тормоз – он блокирует задние колеса, при этом кручение ведущих обеспечивается добавлением газа, за счет чего машина выравнивается.

Занос – это скольжение задней оси автомобиля, которое начинается, если на большой скорости водитель, наоборот, слишком сильно вывернул руль. Алгоритм действий такой же: повернуть руль в сторону заноса, только одновременно надо добавить газ, чтобы машина выпрямилась. Чем сильнее занос, тем больше нужно газа. При этом руль надо сразу же вернуть в нулевое положение, иначе может начаться следующий занос с большей амплитудой, и машину в конце концов все же развернет. Чаще всего о газе как раз забывают.

Для борьбы с забывчивостью предусмотрено очень веселое упражнение, которое некоторые скупые водители рискуют применять не на треке, а в жизни: задние колеса тренировочного автомобиля обуты в летние покрышки, а передние – в зимние. При прохождении элементарной «змейки» или любого поворота на льду задние колеса практически не имеют сцепления с покрытием, и машину легко заносит. После пары парковок в сугробы нажатие на педаль газа становится безусловным рефлексом. А там уже и об обучении спортивному вождению автомобиля на скользкой дороге можно подумать...