branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Новый налог на автомобили ударит по среднему классу

Планка для налога на роскошные автомобили должна устанавливаться, исходя из их стоимости, а не мощности. Такой критерий Минфин счел более разумным, о чем и уведомил аппарат правительства. Эксперты, в целом, согласны. Но в эффективности нового налога сомневаются...
Новый налог на автомобили ударит по среднему классу
Новый налог на автомобили ударит по среднему классу
Планка для налога на роскошные автомобили должна устанавливаться, исходя из их стоимости, а не мощности. Такой критерий для взимания налога на роскошь Минфин счел более разумным, о чем и уведомил аппарат правительства. Эксперты, в целом, согласны. Но в эффективности нового налога сомневаются.

«Да, конечно, стоимость – более объективный параметр, нежели мощность двигателя. Очевидно, есть дорогущие люксовые машины, а есть заточенные под спорт тарантайки, где кроме сиденья водителя и «заряженного» двигателя ничего нет. И вторая не может стоить дороже первой из-за того, что мощнее», - убежден председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.

«Правда, по моему мнению, этот налог вообще не нужен. Предвижу, что на его взимание будет тратиться гораздо больше денег, чем он будет приносить. И уж, конечно, он будет коррупционноемким и полным всяких лазеек».

«Что мешает продать автомобиль «своим ребятам» по смехотворной цене? Что мешает купить не самую дорогую комплектацию, а затем у дилера – или прямо на заводе за границей - довести ее до премиума? Вариантов масса. Главное, что мы и так платим немало налогов с машин: таможенные пошлины, налог с продаж – и так далее. Зачем еще больше обременять людей?», - задается вопросом председатель Комитета по защите прав автомобилистов.

Схожей точки зрения придерживается и вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров: «Соглашусь с Минфином. Пожалуй, стоимость - это разумный критерий. По крайней мере, роскошь можно выразить в деньгах, а технические характеристики относятся к этому опосредованно».

«Правда, я думаю, что людям, которые могут позволить себе по-настоящему роскошную жизнь, неплохо бы последовать примеру русских меценатов прошлого или некоторых западных миллиардеров последнего времени, чем платить налог, который будет для них нечувствителен», - добавил он.

А вот председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин заявил, что выбранный критерий неудачен, так как в результате под ударом окажутся не богачи, а средний класс, стремящийся к «статусным» приобретениям: «Это очень сомнительный критерий – цена. Во-первых, он недалеко ушел от привязки к лошадиным силам, так как – чем мощнее машина, тем она и дороже. Во-вторых, под удар будет поставлена не прослойка сверхбогатых людей, для которых это комариный укус, а средний класс. Средний класс у нас стремится ездить на дорогих машинах, как и пользоваться, например, дорогими телефонами».

«Кроме того, я вообще принципиальный противник этого закона. Понимаете, реального переопределения средств между богатыми и бедными все равно не произойдет. А владеть хорошей машиной станет дороже. Это чисто популистский закон. Если уж говорить о социальной справедливости, лучше пересмотреть другие налоги в сторону их оптимизации, чем вводить еще один – но бесполезный», - добавил Похмелкин.

С ним согласен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Здесь ведь с какой точки зрения посмотреть. Например, если губернатор или глава региона за мои деньги покупает роскошный автомобиль, то привязка налога к его цене меня, как налогоплательщика, огорчает. И так лимузин за мои деньги купили, так еще и сумасшедший налог из моего кармана оплатят! А вот по кому этот налог ударит – так это по людям, которые сегодня могут позволить себе хороший автомобиль, а завтра, из-за налога, будут вынуждены купить что-то похуже».

Напомним, что инициатором налога на роскошь стал президент России Владимир Путин – о необходимости такого шага он заявлял еще в предвыборных статьях и «инаугурационном» указе. Однако чиновники столкнулись с неожиданной сложностью: не трудно определить «на глаз», какой автомобиль является предметом роскоши, а вот ясно прописать это в законе куда сложнее.

Так, например, в марте 2012 г. сообщалось, что налог на роскошь может быть введен для всех машин мощностью более 250 лошадиных сил. Причем год выпуска и стоимость в расчет не принимались, что вызвало негодование среди автомобилистов, покупающих машины на вторичном рынке.

А в июле того же года Минфин разместил на своем официальном сайте проект федерального закона, согласно которому минимальная ставка транспортного налога для автомобилей, мощностью более 410 лошадиных сил, могла вырасти в два раза – до 300 рублей за каждую «лошадку».

Однако и «дополнительные» 160 л.с. не помогли законотворцам: «Мы когда в правительстве обсуждали, то признали, что 410 (лошадиных сил) и обложение налогом через лошадиные силы не всегда эффективно, потому что большие джипы на Дальнем Востоке, старые, не являются роскошью. Может быть, пойти по маркам, может быть, продажная цена первоначальная. Подумаем», - заявил глава Минфина Антон Силуанов.

Позже заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов перечислил марки автомобилей, владельцы которых, как планировалось, могли бы платить повышенную ставку транспортного налога. Предметами роскоши замминистра счел Bentley, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Porsche, Aston Martin, Roll-Royce, Chevrolet Corvette, а также 6-литровый Mercedes и BMW 7-й серии.