Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Шведские игры: репортаж с обочин WRC
Шведские игры: репортаж с обочин WRC
Статьи 18 февраля 2013
Статьи 18 февраля 2013
Шведские игры: репортаж с обочин WRC
Всего двух гонок оказалось достаточно для того, чтобы Volkswagen, вернувшийся в этом году в WRC и собравший в своей команде самых быстрых пилотов чемпионата, одержал убедительную победу над соперниками. Как это было – корреспондент Autonews.ru видел своими глазами...
Шведские игры: репортаж с обочин WRC 
Всего двух гонок оказалось достаточно для того, чтобы Volkswagen, вернувшийся в этом году в WRC, одержал убедительную победу над соперниками.

C намерениями немцев все было ясно с самого начала: на их серьезность красноречиво намекали и специально подготовленные для гонок болиды Polo R WRC, и вошедшие в команду быстрейшие пилоты чемпионата – Ожье, Латвала и Миккельсен, и огромный, по гоночным меркам, штат сотрудников VW Motorsport, и мощная PR-компания, и достаточный для поддержания всего этого «хозяйства» бюджет.

Может быть, кто-то еще помнит о том, что Volkswagen имеет опыт успешного выступления в WRC: в 1986 году экипаж VW Golf GTI 16V стал чемпионом мира в новоявленной группе А. Впрочем, уже на следующий год триумф сменился забвением – FIA изменила регламент, отчего «народная марка» оказалась не готова дать отпор внезапно «нарисовавшимся» в одном с ней зачете конкурентам.

Нынешний же сезон должен стать началом новой истории для компании в автоспорте и, для проформы, подсыпать перца в тарелки соперников. Кажется, и то, и другое пока немцам удается на ура.

Разминка перед стартом.

Когда я отправлялась на ралли Швеции, в моем сознании прочно засело чувство приближающейся скандинавской сказки. Реальность же оказалась намного сильнее ожиданий. Наш самолет встретил крошечный заснеженный аэропорт Карлштада. Глотнув свежего морозного воздуха, мы отправились в город на пролог 2 этапа WRC. Всю дорогу до места коллеги то и дело переживали, что я все-таки сверну себе шею – ей-богу, каждый домик на нашем пути хотелось рассмотреть досконально! Очаровательные деревянные коттеджики дремали в лесу, окутывавшем шоссе, и в каждом окошке с приоткрытыми занавесками горела уютная лампочка или свеча... Второе открытие было, что называется, «на злобу дня». Мало того, что дороги в Швеции никакими гадостями не поливают – так и снег здесь лежит плотным слоем на асфальте, даже в городе! И местные жители, скажу я вам, исключительно бодро рулят по такому покрытию, которое у москвичей, как это ни печально, обычно вызывает сильный ступор. Я специально заглядываю через плечо водителя нашего шаттла на спидометр: 80-100 км/ч по трассе, 60 км/ч – в 90-градусном повороте. Боги, я буду приезжать сюда каждую зиму, когда столицу вновь парализуют снегопады!

Впрочем, хватит плутать в шведских снегах – вернемся к ралли. Уже в утренней квалификации пилот VW Motorsport Себастьен Ожье показал лучший результат, опередив Мадса Остберга и Микко Хирвонена и получив право выбрать позицию на старте в гонке. Француз, не долго думая, решил ехать последним. Фанаты замерли в ожидании – удастся ли Ожье оторваться от преследования своего тезки, Леба? Золото первого этапа WRC в Монте-Карло легендарный пилот все же оставил за собой, позволив Ожье довольствоваться лишь вторым номером...

Тем временем подошло время пролога. Экипажи подъезжали на старт SS1 по двое, причем организаторы гонки впервые предложили болельщикам самим определить состав дуэльных пар. Самыми ожидаемыми оказались заезды Леба и Ожье, финнов Микко Хирвонена и Яри-Матти Латвалы. А пилот Qatar M-Sport WRT Евгений Новиков попал в один заезд с Даниэлем Сордо. Такой выбор был сделан болельщиками под впечатлением от недавних баталий пилотов на Ралли Монте-Карло, не иначе! После серии захватывающих дуэлей силы распределились так: третью строчку зачета завоевал Латвала, вторую – Евгений Новиков, первое место досталось Лебу. А вот Ожье несколько замешкался на старте – в итоговой таблице его имя появилось лишь на 9 строке.

Ах, этот пушистый снег из-под шипованных покрышек... Скажите, где вы такой покупаете? Пока команды переводят дух и готовятся к ударной во всех смыслах пятнице, я позволю себе краткую справку о Ралли Швеции. Впервые эта гонка прошла в 1950 году и с тех пор проводилась ежегодно. За все это время соревнования отменялись лишь трижды, а потому минувший этап стал юбилейным, 60-м по счету.

Гонка считается сложной: непростые погодные условия и дорожное покрытие (снег и лед) создают экипажам немало проблем, но и добавляют зрелищности. Примечательный факт: за все время проведения Ралли Швеции на первую ступень пьедестала поднимались лишь скандинавские гонщики, с двумя исключениями: в 2004 году победу в гонке удалось одержать Себастьену Лебу, а в 2013 его успех повторил Себастьен Ожье.
 
День 1
Общая протяженность маршрута: 600,9 км
Длина спецучастков: 128,7 км
Количество спецучастков: 7


Отправляемся прямиком на 4СУ Vargasen. Разумеется, наша цель – знаменитый трамплин Colin's Crest, расположенный почти в 13 км от старта допа. Свое название эта достопримечательность получила в честь гонщика Колина МакРи, чемпиона мира 1995 года. Экипажи проходят этот участок на большой скорости, и на выходе с трамплина совершают зрелищный прыжок. Многочисленная толпа с замиранием сердца следит за направленными полетами боевых автомобилей, а бесстрашные фотокорреспонденты жмутся к брустверу, силясь угадать, в каком направлении вылетит следующий экипаж... Организаторы гонки ежегодно вручают награду Colin's Crest Award за самый длинный прыжок с этого гребня. И в этом году дальше всех запустил свою Ford Fiesta бельгиец Тьери Новиль, прохватив по воздуху 35 метров. Абсолютный же рекорд этого прыжка принадлежит Кену Блоку – в 2011 автомобиль пилота пролетел в воздухе на 2 метра дальше.

Непростые погодные условия сегодня играют с пилотами: сначала выбыл Микко Хирвонен. На первом же спецучастке его Citroen вылетел с трассы и финский пилот почти пол часа вытаскивал свой болид из снежного плена. Проблемы настигли экипаж Мадса Остберга: к финишу СУ2 его Fiesta RS приехала с перегревом мотора. Однако команда не сдалась, поломка была устранена, и уже на следующем допе норвежец пришел к финишу вторым, а 4 СУ и вовсе выиграл, как будто пытаясь нагнать потерянное время. На 6 СУ выбыл Данни Сордо. Этот просчет стоил ему места в итоговой десятке: сегодня испанец в ней больше не появился.

К заключительным спецучасткам пилоты стали ехать осторожней: сказался ухудшающийся зацеп покрышек с трассой. К тому же впереди еще два гоночных дня – необдуманный риск неоправдан.

Настоящим открытием сегодняшней гонки стал Себастьен Ожье: французу удалось выиграть 5 допов из семи и прочно закрепиться на лидирующей позиции, а также на полминуты оторваться от главного преследователя – Леба и товарища по команде, Латвалы, занявших по итогам дня 2-ю и 3-ю строчки зачета, соответственно. Очень стабильно выступил Евгений Новиков, ехавший в середине десятки лидеров: гонщик завершил день на 5 позиции.

Вечером в сервисном парке, расположившемся возле небольшого местного аэродрома, кипела работа: у механиков было немного времени для устранения неполадок и проверки автомобилей, тогда как пилоты и штурманы могли, наконец, расслабиться перед заключительным на сегодня допом. Сотрудники команд по несколько человек окружали автомобили и в считаные секунды добирались до нужного места, их коллеги хватали щетки и вычищали целые ведра налипшего снега и льда из-под днища и колесных арок. На непродолжительное время боксы превращались в настоящий муравейник, а бдительные зеваки толпились тут же, за ограждениями, вытягивая вперед свои «мыльницы» в попытке запечатлеть кусочек завораживающего действа. Наконец, один за другим завелись моторы, гонщики стартовали на начинавшийся СУ8, парк опустел. Над утихшей сервисной зоной зависло бездонное звездное небо.

День 2
Общая протяженность маршрута: 503,9 км
Длина спецучастков: 114 км
Количество спецучастков: 8


Стоит оглянуться вокруг, чтобы понять: Ралли Швеции – праздник, на который приходят все. С женами, детьми и собаками. С мангалами, сосисками и купленными в магазине дровами. То тут, то там пошатываясь, с теплых ковриков поднимаются подвыпившие зрители. Шумно, но мирно, если не считать замеченной потасовки между финнами и шведами. Фанаты в выражении своих мнений суровы – ну да кто их осудит.

Второй день ралли снова наполнен борьбой. Неожиданностью стал для всех сход Понтуса Тидемана на 9м допе из-за проблем с мотором его Fiesta RS WRC. Экипаж не дотянул до финиша спецучастка всего 1 км. Этот сход на какое-то время подарил спокойствие Евгению Новикову: Понтус проигрывал российскому пилоту 11 секунд, готовый в любой момент ввязаться в борьбу за пятое место.

От допа к допу не стихала борьба за третью позицию: Остберг пытался сократить отставание от Латвалы, и на СУ14 наконец, вырывается вперед. Тем временем главная интрига дня заключалась в противостоянии двух быстрых французов, Леба и Ожье. У наблюдающих за этим поединком складывалось стойкое ощущение того, что пилоты старались закрутить темп до максимума, загнать соперника и заставить его совершить ошибку... Вырывая победу друг у друга на разных допах, оба пилота, тем не менее, сохранили свои позиции. По итогам второго гоночного дня первая пятерка выглядела так:

1.     Себастьен Ожье
2.     Себастьен Леб (+26.9)
3.     Мадс Остьерг (+57.7)
4.     Яри-Матти Латвала (1.03.08)
5.     Евгений Новиков (1.43.5)

Сегодня вечером в парке нам удалось немного поговорить с пилотами Volkswagen Motorsport, Яри-Матти Латвалой и Себастьеном Ожье. Финский гонщик признался, что его привыкание к боевому Polo R WRC оказалось не таким простым, как он ожидал: «Я был уверен, что для того, чтобы почувствовать автомобиль, мне хватит пары гонок, но я ошибся. Я пока не знаю всех возможностей машины до конца. Думаю, через два этапа, после ралли Португалии, все наконец встанет на свои места. Polo мне кажется очень надежным, у него не возникло не единой поломки – постучим по дереву! Для того, чтобы однозначно судить об автомобиле, необходимо испытать его в разных гонках, пока же я вижу, что здесь, в Швеции, он ведет себя ничуть не хуже других».

Латвала также признался, что главным сюрпризом для него оказалось воистину потрясающее выступление Себастьена Ожье: «Я очень рад за моего товарища по команде и надеюсь, что тоже смогу поднажать».

Ожье улыбался: «Мне очень нравится мой Polo R, я очень рад, что у нас есть такая машина!»

День 3.
Общая протяженность маршрута: 468,9 км
Длина спецучастков: 94,2 км
Количество спецучастков: 6


Долгожданный момент истины: заключительный день Ралли Швеции определит, наконец, победителя гонки! Болельщики стали более сосредоточенными, то тут, то там, слышались споры и уверенные прогнозы...

В ралли никогда нельзя ничего предугадать наперед: на результате экипажа может сказаться любая мелочь! Лед и снежная каша способствуют накалу страстей – это знают все болельщики. Фонтаны снежных брызг из-под шипованных покрышек раз за разом обдают подобравшихся близко к трассе зрителей, все по команде отворачиваются, детишки пищат от восторга.

В ралли Швеции важно все: четкая работа свяки пилот-штурман, опыт гонщика, умение удержать автомобиль на любом покрытии... Ключевую роль в гонке играют покрышки: они должны выдержать в буквальном смысле слова все. Большинство дорог, по которым проходит Ралли Швеции, расчитаны на скорости в 70-80 км/ч. Пилоты WRC летят порой под 180, а потому вопрос сцепления с поверхностью трассы принципиален. Разумеется, раллийные покрышки имеют шипы, однако здесь пилотам стоит быть начеку: выжимая максимум на спецучастках, в остальное время колеса стоит беречь, чтобы не растерять шипы раньше времени. Еще одна непростая задача – решить, сколько запасок взять с собой. Каждое колесо весит больше 20 кг, то есть потеря с каждой запаски составит около 3 л.с.! С другой стороны, внезапный прокол может омрачить самое впечатляющее выступление, если под рукой не окажется запасного колеса.

СУ20 приподнес участникам ралли немало неприятных сюрпризов. Стартовавший одним из первых, Микко Хирвонен заметил, что трасса стала еще более скользкой... И первой жертвой этого допа стал Даниэль Сордо, вылетевший в сугроб и оставшийся там надолго. Испанец выбыл из финальной гонки. Неудача постигла и шедшего на 5ой позиции Евгения Новикова - его автомобиль также вылетел с трассы и перевернулся. Авария стоила экипажу драгоценных 10 минут времени, однако несмотря ни на что, он вернулся в строй, теперь уже на 9ой позиции. Позднее Евгений признался в том, что все случилось по его собственной ошибке: «Опоздал с торможением. Автомобиль в порядке, надо будет только заменить лобовое стекло».

Французские пилоты продолжили свою битву титанов. Оба гонщика взвинтили темп и оторвались от остального пелетона. Однако Лебу так и не удалось догнать Polo R: Ожье одержал блистательную победу над своим самым главным соперником и за три гоночных дня умудрился «привезти» Лебу почти 42 секунды! Теперь довольствоваться вторым местом пришлось девятикратному чемпиону мира. А вот Латвала третью строчку все же упустил, уступив ее Остбергу. Пятым по итогам уикенда стал Тьери Невилль.

Тем временем в общем зачете, по итогам первых двух этапов, Себастьен Ожье занял лидирующую позицию. Следующая гонка пройдет в первой половине марта в Мексике, однако здесь пилоту Volkswagen Motorsport будет спокойнее – Себастьен Леб на старт этого этапа не выйдет.

Ралли Швеции завершилось, музыка стихла, толпы зрителей разбрелись по домам, а лес, буквально пару часов назад наполненный звуками, снова погрузился в торжественное безмолвие - словом, все пошло своим привычным скандинавским чередом. До следующего ралли.

Текст и фото: Анна Матвеева

 
Комментарии