На этой неделе заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов озвучил идею полного отказа от такого вида транспорта, как маршрутное такси.
Объяснялось это финансовой непрозрачностью данного вида бизнеса, а также тем, что правительство фактически не имеет никаких рычагов воздействия на компании-перевозчики.
Также в блогах Autonews.ru был опубликован пост руководителя экспертного центра Probok.net Александра Шумского, который эту сомнительную идею полностью поддержал, да еще подвел под нее 8 тезисов, которые, правда, были тут же разгромлены в комментариях. Большинство из этих несправедливых обвинений в адрес маршрутных такси, я также собираюсь сегодня опровергнуть.
Итак, контраргументы, или чем маршрутка лучше других видов общественного транспорта:
На самом деле причин популярности маршрутного такси у населения всего две, но они настолько глобальны и неоспоримы, что правительству, чтобы их победить остается использовать только радикальные запретительные меры.
Маршрутки банально намного быстрее и намного комфортнее автобусов, троллейбусов и прочих тяжеловесов Мосгортранса. А что еще необходимо потребителю, или в данном случае пассажиру?
Преимущества эти складываются из множества факторов:
- Маршрутка маневреннее и приемистей. У любого микроавтобуса не возникает проблем при маневрировании в потоке, они быстрее набирают скорость и быстрее тормозят, не опасаясь уронить на пол пару десятков стоячих пассажиров. В час пик, многотонные автобусы, пытаясь перестроится через три полосы от остановки к левому повороту становятся причиной заторов, из которых потом вырастают пробки. Маршрутки же проделывают аналогичные маневры с легкостью.
- Маршрутка ходит в разы чаще чем автобус. Если вы подошли на остановку, а ваш автобус только что уехал, будьте уверены, следующего нужно будет ждать ОЧЕНЬ долго. Это — не так, в случае, если на данном направлении работает не меньше 5 автобусных маршрутов, но в противном случае, а таких большинство, ожидание автобуса затянется. Но не волнуйтесь, ведь есть маршрутки, частота курсирования которых в разы меньше.
- Зимнее время. Пользователь «Человек из тумана» в комментариях к блогу Александра Шумского уже написал о том, что зимой на заметенной снегом или покрытой льдом дороге, маршрутные такси наголову разбивают автобус, дословно «побеждают за явным преимуществом».
- Маленький размер. Маршрутка легко проедет там, где автобус даже относительно малой вместимости безнадежно застрянет и образует пробку. На узких переулках у маршруток просто нет достойной альтернативы.
- Маршрутка отправляется по мере заполнения. Да, это именно плюс, а не минус. В час пик маршрутка заполняется мгновенно и уезжает, а интервал между машинами составляет иногда меньше 2-х минут. Иногда удивляешься, откуда перевозчики берут сразу столько много микроавтобусов. При этом Александр опять же слегка погорячился. У большинства маршрутов есть расписание. Неоднократно видел, как после отбытия коллеги, водитель запускал таймер. На таймере проходило 8(10, 12) минут и, вуаля, мы отправляемся. А вечером на конечной остановке, водители маршрутного такси вообще никого не ждут, а сразу же разворачиваются и едут скорее к метро, иначе народу там будет невпроворот.
- Маршрутка останавливается там, где требуется пассажиру. Остановки общественного транспорта в Москве расположены относительно неплохо. Но, все равно не идеально. Не редки случаи, что пассажирам приходится месить грязь и идти до 500 метров пешком по распутице вдоль дороги. А если это женщина с тяжелыми сумками... или с маленьким ребенком... Или пожилой человек. Маршрутка сократит его время пребывания в дороге и обеспечит максимальный комфорт при доставке на место.
- В маршрутках нет турникета. Автобус подъехал к остановке, а маршрутка еще только виднеется где-то вдалеке. Угадайте, кто первый стартует с остановки? Правильно, маршрутка. Потому-что на входе в автобус скапливается две очереди. Кто-то не запасся билетом и стоит в ожидании его приобретения у водителя. Остальные пытаются протиснуться мимо, чтобы проскользнуть сквозь единственный и весьма неширокий лаз турникета. А еще, иногда приемники транспортных карт заедают и неверно считывают информацию с первого раза. В общем, очередь движется, как говорят в Эстонии, «нэбыстро». Приезжает еще один автобус, а потом еще, а первый все никак не может двинуться с места, народ в него так и прет, извините.
- А еще «зайцы» так и норовят проскочить под турникетом, или перепрыгнуть его. А вы пробовали когда-нибудь недодать денег водителю маршрутки? В маршрутках не бывает «зайцев» или их число в масштабах вечности стремится к нулю. А это значит 100% сбор денежных средств с линии.
- В маршрутке вам всегда гарантировано посадочное место. Это уже из области комфорта. Если пасадочного места вам не досталось, все очень просто, не ломитесь в эту маршрутку, езжайте на следующей. В маленьких «газелях» вообще запрещено перевозить стоячих пассажиров, просто водители закрывают на это глаза, ведь деньги за проезд им все равно передадут. А пассажиры, и рады пожертвовать собственным комфортом ради скорости, но это как бы их право. Никто их в маршрутку стоя насильно не впихивал. Александр Шумский, кстати, видимо довольно давно в последний раз ездил на маршрутках, раз имеет о них, столь устаревшее представление. Давно уже количество сидячих мест позволяет пассажирам разместится с комфортом, несравнимым с автобусным (мягкие сидения, кондиционер: тепло зимой, прохладно летом). Да, в проходах тесновато, но стоя никто никого и не заставляет ездить, в отличие от автобусов, в которых, чтобы сесть нужно обладать особыми физическими данными в сочетании со здоровым цинизмом по отношению к пожилым людям.
- Маршрутки не парализуют движение на транспортно-пересадочных узлах. Возьмите ст. метро Петровско-Разумовская, или платформу Воронок в городе Щелково. Там просто и со вкусом сделали удобные перроны для посадки в маршутное такси. Каждый номер останавливается на своей парковке. Не возникает путаницы и не образуется толпы. На остановках маршрутки занимают значительно меньше места чем автобусы. Под них ненужно делать столь вместительные карманы. И главное, для организации подобных перронов требуется минимальное количество площади, средств и трудозатрат. Залил бетоном островок, воткнул в центр столб с табличкой, и все готово.
- В маршрутных такси не действуют льготы и проездные. Да, именно так, это не минус системы, а плюс. Так было еще при советской власти, когда поездка на Рафике стоила 15 копеек, а на автобусе 5. Право бесплатного проезда тогда было у ветеранов войны, но и сейчас для пассажиров-льготников в маршрутках предусмотрено 1 льготное место, и заметьте, не всегда оно бывает занято. Сейчас поездка на маршрутке в среднем обойдется пассажиру в 30 рублей. Если купить билет у водителя автобуса, будет 28. Без льгот, зато быстро и с комфортом. По-моему, все — честно.
- Маршрутные такси наносят меньший вред окружающей среде. Автобус выбрасывает в атмосферу примерно столько же вредных веществ, как 4-5 маршруток, а то и больше. Вы пробовали когда-нибудь пристроится за автобусом. Если ваш автомобиль не оборудован системой внутренней циркуляции воздуха, могу вам только посочувствовать. Хуже только за снегоуборочными КАМАЗами.
Итого: имеем дюжину весьма веских причин пользоваться этим видом транспорта. Да, не все гладко в маршруточном королевстве, но в нем нужно наводить порядок, а не уничтожать всю, годами выстроенную систему под корень.
Что мешает, господин Лексутов, собрать отряды неподкупных людей в штатском, которые будут безжалорстно штрафовать водителей и перевозчиков, за то, что они не обилетили пассажира или провозят его стоймя? Что мешает встроить этот вид транспорта в транспортную систему города? Почему нужно запрещать, вместо того, чтобы банально штрафовать за остановку в неположенном месте водителя, и зафрахтовавшую его компанию? Почему у власти до сих пор не получилось устроить так, чтобы можно было легко отслеживать техническое состояние транспортного парка компаний-перевозчиков, а также соблюдение ими трудового законодательства?
В этом ведь не маршрутки виноваты, а именно органы, допускающие наплевательское отношение перевозчиков к закону. Находите и карайте в соответствии с законом. Так, чтобы не было возможности избежать наказания. И нарушений не будет, а удобная и в целом положительно зарекомендовавшая себя система останется.
Маршрутки годами завоевывали свое место под Солнцем. Если хотите, это было, как естественный отбор. Выживает сильнейший. Автобусы, троллейбусы и трамваи выжили лишь благодаря финансовым государственным вливаниям, маршрутки же все это время обеспечивали себя сами, и стали доминирующим видом наземного городского транспорта в Москве. Это не хорошо и не плохо, это просто факт. И уничтожить сейчас этот сегмент сродни сознательной диверсии, которая гарантированно парализует и без того, тяжелую транспортную ситуацию в столице.