branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Новые законы рискуют запутать водителей

Прошедший год выдался урожайным по части автомобильного законотворчества. Даже уследить за многочисленными предложениями было не так-то просто, не говоря уже о том, чтобы разобраться в наспех принятых поправках. Разъяснять законы водителям зачастую приходится уже ГИБДД...
Прошедший год выдался урожайным по части автомобильного законотворчества. Даже уследить за многочисленными предложениями было не так-то просто, не говоря уже о том, чтобы разобраться в наспех принятых поправках. Поэтому разъяснять водителям законы зачастую приходится уже ГИБДД.

Пример тому - новый закон, вводящий дифференцированное наказание за выезд на «встречку», который вступил в силу с 1-го января нынешнего года. Столкнувшись с его неправильным толкованием, автоинспекция на прошлой неделе выступила с официальным разъяснением.

А запутаться, в самом деле, несложно: на первый взгляд, закон смягчает ответственность за выезд на полосу встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления – минимальное наказание теперь составляет 5000 рублей, а не 4 месяца лишения прав, как раньше.

Но штраф вместо лишения прав выписывается только при условии, что подобное нарушение совершается водителем впервые (или в том случае, если оно фиксируется камерой). Если же водитель будет пойман на «встречке» во второй раз в течение года после уплаты штрафа, наказание, наоборот, ужесточается – год без права на управление транспортным средством вместо прежних 6-ти месяцев.

При этом нет никаких гарантий, что и первый выезд на «встречку» не приведет к потере водительского удостоверения. Как сообщает сайт автоинспекции, новый закон призван дать судьям возможность принимать во внимание смягчающие обстоятельства (например, причину и длительность выезда). В том случае, если их не обнаружится, автомобилист не отделается штрафом.

Смягчение наказания за «встречку» - не единственная мера в отношении водителей, приведшая к некоторым разночтениям (а прецеденты на дороге уже имеются). Другой сырой инициативой, к примеру, в свое время стала реформа технического осмотра с привязкой к ОСАГО, которая началась еще в 2011 году и разом превратила в нарушителей тысячи автомобилистов.

На бумаге все выглядело логично: наличие полиса ОСАГО служит гарантией того, что машина прошла техосмотр. Однако на практике многие водители попали в законодательную ловушку: ведь продлить полис ОСАГО без талона ТО они не могли, а доехать до пункта техосмотра без страховки не имели права.

Еще одним решением, вызвавшим немало вопросов у автомобилистов, стала отмена простой рукописной доверенности в ноябре 2012 года, много лет бывшей бессмысленной обузой. Вскоре оказалось, что радоваться еще рано – побороть до конца бумажного монстра так и не удалось.

Дело в том, что необходимые изменения были внесены в Правила, но вот в КоАП все осталось по-старому: за отсутствие бумажки налагается штраф в размере 100 рублей. Кажется, пустяки – но в качестве обеспечительной меры предусмотрено задержание автомобиля с помещением его на спецстоянку.

Впрочем, в ГИБДД предвидели такую нестыковку – и разослали во все подразделения предписания не задерживать водителей без доверенности. Но, как сообщает Российский союз автостраховщиков (РСА), водители все равно жалуются, что транспортные средства направляются на штрафстоянки. А чтобы выручить оттуда чужую машину отмененная бумажка требуется уже по закону – получается заколдованный круг.

Отметим, что немалая часть прошлогодних законодательных предложений будет рассмотрена Госдумой уже в этом году. Среди таких инициатив – обязательное использование зимней резины для легковых машин, автобусов и грузовиков; лишение прав за выезд на загруженный перекресток; существенное ужесточение ответственности за пьяную езду. И многие из этих законов, увы, рискуют обернуться очередной путаницей.

При этом вряд ли кто-то будет спорить с тем, что дорожное движение в России нуждается в переменах, в том числе и законодательных. Проблема в другом: принятие многих громких законов похоже на латание дыр – они принимаются в ответ на какое-то резонансное событие и с удивительной поспешностью. Одни из них отдают популизмом (те же самые рукописные доверенности, может, и не нужны, но неужели это было такой проблемой – раз в год заполнить листок от руки?), другие – явный перебор («0 промилле»).

Эта поспешность, в свою очередь, влечет за собой массу ошибок и нестыковок. А «недоделанность» законов приходится проверять на себя водителям, поневоле раз за разом становящимся подопытными на этапе альфа-тестирования.