Так говорит Заратустра:
«Кто рекламирует шустро,
Но не пленяет товаром,
Тот рекламирует даром».
Яков Рацер
Щенки и дети – 100-процентная гарантия успеха рекламного ролика – стремительно теряют позиции. Им на смену приходят женские тела, порой даже части тела. По эффективности сейчас равных нет вирусной рекламе, а, как показывает практика, у роликов или фотографий с обнаженной натурой, шансов быть пересланными друзьям гораздо больше.
Последний пример – ролик продюсера Александра Тихомирова. В любом учебнике по маркетингу можно найти примерно такой список законов рекламы:
- Реклама должна быть всегда позитивной!
- Название продукта должно обязательно присутствовать в заголовке!
- В заголовке должно быть не более семи слов.
- Слоган (лозунг, девиз) должен состоять не более чем из пяти слов.
- Рекламное письмо должно занимать не более двух страниц.
- Не использовать в рекламе аналогий.
- Никаких юмористических текстов.
- Никаких противопоставлений типа «до – после».
- Рекламный ролик должен заканчиваться изображением самого продукта.
- Постоянно показывать то, о чем говорится, и говорить о том, что показывается.
- Текст рекламы должен быть понятен для 100% целевой группы.
В видео ниже, если какие-то из них и соблюдены, то два-три – не больше. Это не мешает ему быть одним из самых обсуждаемых в рунете на протяжении нескольких недель. Говорят, конечно, не о Seat и уж точно не об автосалоне, который рекалмирует это видео (названия его, кстати, в ролике нет, на сайт организации ведет лишь адрес, написанный в самом конце), а о московской модели Яне Яцковской, «мисс Texaco», которая в одном нижнем белье танцует у автомобиля. Не факт, что видео поспособствует росту продаж марки Seat в России и притоку покупателей в конкретный дилерский центр. Совершенно точно - я теперь знаю его название.
Среди комментариев к видео, конечно, встречаются такие: «Это реклама для мальчиков. Мне лично было бы неприятно, чтобы она моей потенциальной машины касалась своей тощей попой» и «Или я не вхожу в ЦА или постарел, но как то совсем не аргументирует купить машину, если об нее потерлись жопами менеджеры салона». Однако подавляющее большинство говорят что-то вроде «i want this seat .... wiith the ass!!!». Перевод, уверен, не нужен.
Естественно, это не первый случай, когда общество поставили на уши необычной рекламой. Пожалуй, в этот раз индикатор недовольства самых правильных представителей общества даже близко не подобрался к той отметке, что была покорена, когда свет увидели следующие рекламные плакаты.
Комментариев на всевозможных сайтах эти плакаты собрали тысячи, если не миллионы. Кто-то поражался тому, как ловко придумали слоган в Эльдорадо, иные осуждали российский рекламный бизнес в целом, применяя весьма замысловатые конструкции: «Это в Москве и в других городах такие рекламные плакаты развешаны с пылесосом за 999 руб., и написано: «Сосу за копейки». Ох, и мерзость же! Черти срамные, совсем обалдели. Но видимо, такая уж социокультурная парадигма сложилась в России». Какая бы социокультурная пардигма не сложилась в России, рекламщики своей цели добились определенною
Евросеть вообще одно время шокировала аудиторию спорными слоганами и подарками.
Да, эти плакаты обошлись компании дорого. Так, например, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия выписало штраф на миллион рублей Евросети. Поводом к возбуждению дела стало заявление жительницы Ижевска, которая посчитала рекламу оскорбительной и нецензурной. Удмуртское УФАС согласилось с доводами и признало рекламу ненадлежащей, а «Евросеть» – грубым нарушителем закона «О рекламе». Чиновники назначили максимальный штраф – по 0, 5 млн руб. за каждую вывеску. При этом компания привлекла к себе массу внимания и ее имя очень долго держалось на слуху. Впрочем, возраст вышепредставленных плакатов - более 5 лет, сейчас, как я уже говорил выше, в большем почете полуобнаженные девушки или тема того, как заставить женщину обратить на себя внимание. Доказывает это, например, реклама магазинов Белый Ветер. Полную версию ролика запретили показывать по ТВ.
Логика ясна. В мире автомобилей до сих пор царит строгий патриархат. Несмотря на огромное количество водителей-женщин, каждый второй уверен, что автомобиль девушке, что сидит за рулем, купил отец/муж/любовник - не важно. Мужчина - тот, кто в большинстве случаев платит деньги за автомобиль. Первостепенная задача - привлечь его, сыграть на первобытных истинктах.
Иностранные маркетологи это знают прекрасно. Доказательств много, все они прекрасны и разнообразны.
Женщина и автомобиль - едины. Она тоже реагирует на неровности дороги.
Коллеги из Toyota тоже не отстают.
А как вы реагируете на холод?
На оба видео среднестатический мужчина может смотреть очень долго. Действительно очень долго.
Еще круче выступили маркетологи Renault. Началось все с практически безобидной рекламы Twingo, которую, впрочем запретили на многих телеканалах мира.
Продолжилось рекламой без моделей, но с явным сексуальным подтекстом.
И, наконец, закончилось роликом о том, как девушка рассказывает о необычном случае, произошедшем с ней на парковке.
В этой компании было бы скучно без Porsche. Несмотря на свою правдивость, рекламный ролик подвергся запрету.
В Mazda, впрочем, уверены, что на Porsche девушка не клюнет
А заодно наглядно объясняют, почему нужно покупать машину только с АКПП.
Титул лучшего автомобиля для геев вряд ли сильно способствует росту продаж. Спасти ситуацию в Fiat попытались, сняв в ролике сногшибательную красотку, которая символизирует собой итальянский автомобиль.
Кстати, иногда гетеросексуальность модели пытаются доказать, привлекая к рекламе секс символов мужского поколения. Так, например, поступили в Toyota. Особенно в этой связи радует саундтрек авторства Рики Мартина.
Все правильно, цепочка очевидна: настоящему мужчине нужна красивая женщина и красивый автомобиль. Реламщики убеждают: чем лушче у вас машина, тем на более красивую девушку можно рассчитывать. Вековая мудрость, верится в нее легко. Вслед за иностранными маркетологами идею активно подхватывают наши. Ролик с Seat - не первый. Особенно круто создатели этой рекламы проходятся по конкурентам.
Стоит отдать должное иностранцам, уделяя массу внимания мужчинам, они не забывают про женщин, ингогда создавая рекламу именно для них.
Иногда, правда, у маркетологов случают просто эпические провалы. Сколько бы угодно не пытались рекламщики подчеркнуть то, что их автомобиль унисексуален, аудиторию суровых мужиков они потеряли, однозначно.
Практически все вышеперечисленные ролики запрещены к показу по ТВ. Однако судебных исков на компании не подавали. В отличие от GM, которых за эту невинную, казалось бы, картинку подали в суд. Оказывается, незадолго до своей смерти в 1955 году Эйнштейн завещал все права на использование своего образа Иерусалимскому университету. Эта организация и потребовала у концерна возмещения, требуя от концерна более 75 000 долларов за незаконное использование в коллаже фотографии ученого. При этом этический аспект рекламы истца не взволновал.
Скажу честно, с нетерпением продолжаю ждать от автомобильных концернов новых видео с моделями. Я о тех моделях, что носят юбки и ходят по подиуму. Обещаю, когда-нибудь, когда соберусь покупать себе новую машину, мой выбор обязательно остановится на одной из тех, что связаны в памяти с одной из таких реклам.
А напослдок видео бонусом.