Autonews
По Алтаю на УАЗ Patriot
Статьи
Статьи 14 сентября 2012
По Алтаю на УАЗ Patriot
Дорога после Новосибирска - это вам не Курганская область, но и не Швейцария, конечно. Погода меняется здесь просто мгновенно: только что светило солнце, и вот уже тучи во все небо... Впечатления о поездке на УАЗ Patriot по самым отдаленным уголкам России - в блогах на AutoNews...
По Алтаю на УАЗ Patriot 

4 июля. Озеро Тархатинское - долина реки Чулышман.


Утро. Мы все еще на Тархатинском озере. Собираемся уезжать.


Небо хмурится. горы стоят в тучах, которые медленно переползают с одной горы на другую. Мрачно и сыро, но все равно очень красиво. Горы вообще красивы в любое время года и в любую погоду, как и море.








В 9 выехали  в обратный путь - ни на Теплый Ключ, ни на Джазатор не поехали. Н-ск ехать раздумал напрочь, а одним там нечего было делать, с неподготовленной-то машиной







К тому времени, как доехали до мегалитов, дождь разошелся вовсю. Нашим фотографам, увлеченно прыгавшим вокруг камней, не помешали бы зонтики. (Да не для них, для фотоаппаратов).


Комплекс был открыт и обследован в 1994 году экспедицией Горно-Алтайского государственного университета под руководством В. И. Соенова. Тархатинский мегалитический комплекс состоит из уложенных по кругу камней, глыб и округлых каменных выкладок различного размера от 0,5 до 6 м в диаметре. Самые большие глыбы размером 6×5×4 м. Расстояние между камнями, глыбами и выкладками различное. На камнях сооружения, а также на отдельном камне, расположенном в 70 м от группы камней, нанесены петроглифические композиции, среди которых есть сюжеты и образы, относящиеся к эпохе бронзы – раннего железа: изображения быков, оленей, верблюдов и антропоморфных персонажей. В череде каменных глыб-мегалитов выделяется одна, своей формой напоминающая традиционную алтайскую колыбель, местные жители называют этот камень "Колыбель Сартакпая".

Исследователи не пришли к единому мнению по поводу функционального назначения этой огромной конструкции из камней. Предположительно, этот объект, в древности, являлся обсерваторией – местом для астрономических наблюдений. Петроглифы, нанесенные на отдельные глыбы комплекса, указывают на его ритуальное назначение.








Хлынул ливень, и папарацци разбежались по машинам. Поехали дальше. Снова шлагбаум, пограничник, но на сей раз на изучение наших документов у него ушло значительно меньше времени. Шлагбаум поднялся, и мы выехали из погранзоны. В Кош-Агаче дозаправились.


И снова Чуйская. затем Курайская степи, разделенные горной цепью....








 



В Акташе сдали пропуска, попрощались с Н-ским экипажем, и все это под проливным дождем. Мысль сфотографироваться на память в футболках экспедиции была послана как несвоевременная и вредная для здоровья - больше бы подошли теплые фуфайки, вода с неба лилась ледяная, и летний ливень напоминала разве что количеством.



И вот мы в одиночном плавании.  Направляемся к Улагану, Кату-Ярыку и Телецкому озеру. И вот тут мы слегка ступили - не залили вторую канистру. То есть 20 литров у нас было в запасе, и что-то оставалось во второй канистре.


Проезжаем мимо Красных ворот, по мостику через Чибитку, в которой от постоянно идущих дождей прибавилось воды, через долину Чибитки, заросшую кустиками курильского чая с желтыми цветками (я сначала по полной ботанической неграмотности подумала, что это какая-то разновидность шиповника), мимо Узункеля, потом Чибитку сменила другая речка, по-моему, Сарыачик, которая впадает в Кубадру.


 


Пересекли Кубадру и Башкаус по мостам, проехали, не останавливаясь, Улаган - в самом Улагане асфальт, до него и после - грейдер, местами скверный.



Улаганский перевал - готовая иллюстрация к "Властелину Колец". Мрачноватые лиственницы стоят вдоль дороги, от отдельно стоящих деревьев, широко раскинувших ветки во все стороны, до темным строем вытянувшихся вверх непроходимых стен. Над всем этим лесным богатством низко висит небо, а по склонам гор ползут куда-то с неизвестными целями тучки-туман. Иногда появляющееся солнце только подсвечивает все это темно-зеленое великолепие. На вершине перевала на лиственницах много повязанных лент.





Моросил дождик, временами он прекращался и на какое-то время становилось солнечно и жарко. Дорога стала хуже, спуски-подъемы и крутые повороты не давали заскучать.





Остановились около Пазарыкских курганов. В теории - много красивых и умных слов, в реале - куча щебенки. На щебенке растут по нескольку деревьев. Совершенно не впечатляет.



Перед Балыктуюлем снова появился асфальт. На мосту через речку местные дети верещали и пытались остановить машину. Леша предположил, что мост платный. Я высказала предположение, что платных мостов не бывает. Дети продолжали прыгать перед машиной и верещать.


Поскольку верещали они исключительно по-своему, а я такого не понимаю да и не люблю, когда встают на дороге, то мелкие аборигены остались без конфет (хотя на случай подобной встречи конфеты лежали недалеко). Медленное движение УАЗика, пара коротких гудков - и детей сдуло с моста. Без комментариев.


И снова грейдер, грейдер, грейдер-р-р-р-р!





Асфальт кончился так же быстро, как и поселок. Дорога нырнула в горный лес. Грейдер перешел в каменистую грунтовку. Одна колея, узкие обочины - хорошо, что трафик здесь небольшой. Опять полил дождь. Дорога начала размокать, появились большие лужи - по склонам стекала вода. Иногда дорога шла по краю обрыва - внизу виднелось то озеро, то речка, то просто лес - "зеленое море тайги". Может, так оно и выглядит, это море...




Навстречу попались несколько грузовиков, пара-тройка буханок, и парочка легковушек. Узкая дорога тянется по краю обрыва - причем еще и петляет вверх-вниз. Со стороны склона - темный лес, с другой - верхушки лиственниц, там чуть светлее, впереди а сзади - мокрая дорога. Не хватает только всадников Мордора.  Интересуюсь, нет ли здесь дороги поприличнее, получаю отрицательный ответ и затыкаюсь. Хочется куда-нибудь, где тепло, светло и не так высоко. А впереди маячит перспектива Кату-Ярыка, которым пугают...



И вот перед нами вывеска "Кату-Ярык".



На смотровую площадку не поехали - нас обгоняет местная буханка, тормозит, нам вручают визитку турбазы "Каменные Грибы", и буханка под вой раздатки и скрип тормозов двигает вниз. И мы едем за местными. Лешка включает первую пониженную, раздается привычное "Аууу-уу-мяуу!" и УАЗик въезжает на перевал.



Ужаси... Узкая дорога, слева от машины - стена, а справа... Завывания раздатки отражаются от камней слева и уносятся к пятисотметровой скальной стене напротив и вниз, к темно-зеленой прозрачной ленте Чулышмана.



Прошу прощения за качество фотографий - но во время спуска я, честно говоря, настолько обалдела, что могла только на кнопку нажимать... а попросить остановиться и из машины высунуться - мне даже в голову не пришло! А тем более выйти....





С отвесной стены напротив струится и падает вода. Не сказать, чтобы страшно, глаза закрыть точно не хочется - слишком красиво здесь... Спуск, поворот, спуск, еще поворот - вальс УАЗа в сопровождении воя понижайки. После седьмого поворота выезжаем на прямой участок спуска. Ползем. воем, скрипим... Навстречу идет мрачный тип, внимательно рассматривающий дорогу и пинающий камни. Внизу стоит его машина. Видимо, сейчас будет подниматься.


 


Ну вот мы и внизу! Остановились, осмотрелись, поехали искать базу с грибами (молчать, гусары - грибы каменные!). Грейдер, причем трясет так, что дребезжит торпеда - хочется ее придержать, а то развалится. Я уже поняла, что широкие дороги на две полосы здесь не в моде - едем, играем в рулетку на подъемах - вылетит кто-нибудь навстречу или нет?





Да где же эта чертова база с грибами?????


Интересно, почему вода в Чулышмане зеленоватая, как кристаллы изумруда???  Да, если смотреть вблизи - прозрачная, а в глубине - темно-изумрудный цвет. Едем по долине, напротив из стены на высоте метров 100 бьет водопад. Сначала кажется, что в стене просто дыра и из нее хлещет вода. Приглядываюсь - нет, вода течет сверху и только потом начинает падать.




Параллельно грейдеру временами идет грунтовка - можно свернуть на нее и немного отдохнуть от тряски. Параллельно нам едут две буханки. Для разнообразия Лешка устраивает с ними гонку - мы по грейдеру, они по грунтовке - и выигрывает. Буханки перед выездом на грейдер останавливаются, пропуская бешеный Патриот - я машу им рукой, чтобы ехали:).





Где же эти грибы?


Не доехали до грибов несколько километров, надоела тряска. остановились на турбазе. Тут два варианта  размещения - в домике и в своей палатке. посмотрели домик - две кровати, пол-потолок-стены-дверь - и все. И это удовольствие 1000 руб в сутки. Поставили палатку за 200 руб (за палатку 100 руб, но у нас еще и шатер). Развернули лагерь, сварили еду, пьем чай, смотрим на Чулышман, в общем отдыхаем. Можно сплавать к каменным грибам, к водопаду Учар, покататься на лошадях. Дождик остался где-то там, за перевалом, а здесь, в долине, тепло и солнечно.





Прикинули, что с бензином - и с удивлением поняли, что до Телецкого и обратно может не хватить. Вот же тупые, надо было вторую-то канистру залить!!!!


5 июля. Долина Чулышмана - Турбаза "Кочевник" на реке Чуя.



Утро.  Туман лениво перемещается по склонам гор. Позавтракав и побродив вокруг с фотоаппаратами, решаем перебраться на другую турбазу и постоять там еще день. Собираемся, выезжаем  за ворота, я оглядываюсь - поперек дороги лежит бревно. Фотографирую это "гостеприимство по-алтайски" и тут...



В какой-то момент при переключении скоростей сцепление пропадает. Нет его, и все. Приплыли...


Картина маслом неизвестного художника, называется "Таня, Леша, Патриот и белый пушной зверек".


Мы в долине, связи нет, автосервисов нет, запчастей на Патриот тоже как-то не завезли в этом году... И дорога отсюда - через Кату-Ярык и то, что называют дорогой на Улаган. А ближайший адекватный сервис - в Бийске. Ощущение не из приятных. Наш безотказный УАЗик сломался.... Отказываюсь верить в это безобразие.  Вот сейчас постоит, и поедет.... Индейская национальная изба, в просторечии - фигвам!


Ну не стоять же здесь вечно памятником своему отпуску... Леха втыкает первую скорость. На первой скорости едем. Едем-едем-едем, считаем, сколько такими темпами будем ехать до цивилизации, сервиса, запчастей или хотя бы автовозки. И как будем в таком виде вползать на Кату-Ярык - а после него дорога, которую можно так назвать с трудом, да Улаганский перевал, да еще всякая подобная гадость... Пропускаем встречную машину, неудачно остановившись в горку. При попытке двинуться - глохнем. Еще попытка - тот же результат. Выпрыгиваю и пытаюсь столкнуть машину назад, пихая ее в морду. Ага, щазз. Две с половиной тонны. Даже не двинулся, гад. Выходит Леша. Я сажусь за руль. Рокировка не помогла. Леша включает заднюю скорость, мы отползаем назад, потом снова первая, и ползем-ползем-ползем.... дооолго ползем.





Останавливаемся возле турбазы "Эзэн". Лешка читает уазиковую кама-сутру, я болтаюсь вокруг. На базе вижу какую-то сарайку с надписью "Автозапчасти". Иду на разведку - вдруг там правда запчасти. Ага, еще раз щаззз. Прям на все машины.


Лешка читает, что-то крутит, что-то бухтит. Я с умным видом ученого кота на цепи брожу рядом. И вдруг - ЧУДО!!!! Сцепление на месте, все в порядке, едем. Местные духи милостивы к нам. Спасибо всем духам Чулышманской долины!!!!!! ЕДЕМ!!!!


На базе стоять не стали, какая уж стоянка после такой встряски....,  Подъехали к перевалу. Внизу стоит тягач для несамостоятельных пузотерок - ЗИЛ-130. А что-то рассказывали про УАЗы и Тойоту-Сурф... По слухам опять же - подъем 4000 руб.



Первый подъем - самый крутой. В конце подъема торчат камни, выступая над уровнем дороги сантиметров на 15, может чуть больше, врать не буду - с линейкой не бегала.  Но выглядит это все достаточно неприятно. Рыхлый грунт, из него торчат камни, объехать это все не представляется возможным - дорога-то узкая! Если колесом не наезжать на камни - они аккурат пройдут под картером моста, а оно нам надо? Значит, колесом - на камни. Поехали. Ауу-вау!!! Мау-уу!!  Подъем, подъем, вот и камни. Колесо наезжает на камень, камень смещается, УАЗ подпрыгивает .. И у нас выбивает раздатку :(. Второй раз за все 90 000 км, но время и место уж больно неподходящие... Машина чуть скатывается назад и останавливается на тормозах. Леша снова включает понижайку, я придерживаю рукоятку (на всякий случай, так сказать во избежание) и едем дальше. УУ-у-у-у!!! Проскакиваем камни, на которых выбило раздатку и продолжаем двигаться дальше.





Вверх ехать оказывается проще, чем сползать вниз. Идет себе с натягом, подвывает, греется.... Раз сдавали назад, чтобы пропустить Хонду, а так выехали без эксцессов.


Едем на смотровую площадку, любоваться на пройденное. Лучше не смотреть перед спуском, вот что я вам скажу. Пугает это зрелище.




Надо этим, которые с тягачом под перевалом, еще услуги бани, прачечной и химчистку салона предлагать спустившимся :) - вдруг кому понадобится.


На обратной дороге - которая показалась менее мрачной, так как светило солнышко, опять остановились около Пазарыкских курганов.



Леша попытался разжиться камнем с кургана. Я высказала резко отрицательное отношение к камням с курганов в общем и с этого в частности. После продолжительной дискуссии о радиусе кургана Лешка подобрал камень с дороги. Когда проехали с полкилометра, Леша осчастливил меня сообщением, что камень просто скатился с кургана.... У, гад!!!



На Улаганском перевале обогнали сначала алтайцев с ружьями на лошадях, а потом табунок лошадей. Лошади испугались и поскакали по дороге. Мы пытаемся их обогнать - а они пугаются и бегут еще быстрее... наконец несколько штук рванули по почти отвесному склону горы вверх. Остальные остановились и тоже собрались вверх. Надеюсь, что лошади ничего себе не переломали. Мы быстренько ретировались. С вооруженными алтайцами общаться не хотелось. Нет, конечно  можно, но имея в руках "сайгу", например.


Прошли перевал не останавливаясь, с вершины все равно ничего хорошего не видно - опять зарядил дождик и горы закрыло тучами.



Долина Чибитки, озера, болота, Красные ворота - уже знакомые места...










В Акташе купили хлеб, воду, и поехали дальше. После Акташа остановились около сувенирной лавки. Дело было к вечеру и, вспомнив, что говорил пограничник, нашли турбазу "Кочевник" и остановились на берегу реки Чуя. "Кочевники" были жаднее своих оседлых собратьев - стоянка обошлась нам в 300 руб. Развернули лагерь прямо на берегу Чуи. Река шумела и бурлила, несла с собой то ли глину, то ли песок - вода в реке была серой.





Вечером подошел сосед, предложил записаться на сплав. Я ответила, что боюсь воды. Взгляд этого товарища надо было видеть - словами не передать. Примерно так же, я думаю, смотрел бы он на марсианина. Ретировался товарищ с похвальной скоростью, видимо опасаясь, что водобоязнь заразна.


Стемнело. В шатре зажгли газовую настольную лампу. Стало светло, тепло и очень уютно. За чаем и пивом (каждому свое) просидели допоздна.


Продолжение - Алтай light 2012. Чуйский тракт. След на камне.