branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Заработал новый сбор - до 700 тысяч рублей

С 1 сентября в России начал действовать утилизационный сбор, призванный компенсировать снижение таможенных пошлин. Заодно он поставил крест на деятельности небольших компаний, занимающихся продажей подержанных автомобилей...
С 1 сентября в России начал действовать утилизационный сбор, призванный компенсировать снижение таможенных пошлин. Заодно он поставил крест на деятельности небольших компаний, занимающихся продажей подержанных автомобилей из Европы и США. В конце прошлой недели Федеральная таможенная служба, которой было поручено осуществлять взимание сбора, получила подробный инструктаж последней редакции.

В пятницу Минпромторг буквально на ленточке предоставил правительству окончательный вариант правил взимания утилизационного сбора. Ставками были недовольны Минтранс, Минэкономразвития и Федеральная таможенная служба, но компромисс все же удалось найти. После длительного обсуждения базовую ставку на уровне 20 тысяч рублей менять не стали, но понизились коэффициенты. Для физлиц, к примеру, до 0,1.

Таким образом, минимальная сумма сбора теперь составляет 2 тысячи рублей, для машин старше трех лет – 3 тысячи рублей (коэффициент 0,15). Ставки для подержанных машин, ввозимых юрлицами, оставили прежними. Однако здесь тоже произошло изменение. Категорию «до 2 тыс. куб. см.» разделили на две части: до 1 л и с объемом двигателя от 1 до 2 литров. Сумма сбора для новых машин первой из указанных категорий составила 17,2 тыс. руб. и 106 тыс. руб. за подержанные, а для второй - 26,8 тыс. руб. и 165,2 тыс. рублей.

Комментируя предложенные ставки, в Минтрансе отмечали, что в документе не были приведены финансово-экономические расчеты, которые объясняли бы введение именно таких базовых ставок и коэффициентов для расчета размера утилизационного сбора. Иными словами, Минпромторг обвиняли в том, что ставки были взяты практически с потолка.

Более того, Минтранс заявлял, что если ставки и коэффициенты окажутся необоснованно завышенными, это может привести к ряду негативных последствий. А именно, повышению стоимости перевозок, уходу с рынка малых и средних предприятий, потере рабочих мест, повышению транспортной составляющей в стоимости грузов, росту инфляции, а также к существенному снижению конкурентоспособности российских автоперевозчиков на рынке международных перевозок.

К слову, именно уход с рынка малых и средних предприятий, по мнению многих экспертов, видится сегодня реальной угрозой для российского автобизнеса. «Я думаю, что число людей, готовых самостоятельно ввозить машины, будет ничтожно мало. А вот бизнес на этом построить нельзя – расценки уже другие», - отметил в беседе с AutoNews аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

В подтверждение будущих сложностей для российского автобизнеса эксперты приводят максимальные суммы сбора. Так, за автомобиль старше трех лет, объем двигателя которого превышает 3,5 литра, юридическое лицо заплатит 700 тысяч рублей. При этом снижение таможенных пошлин после вступления России в ВТО рассматривать в качестве определенных послаблений не приходится, ведь даже самый распространенный вариант на рынке подержанных автомобилей, «трехлетки» с мотором до 2,5 литров, перегонять из Европы станет попросту нелепой затеей.

Например, популярная у российских компаний-перегонщиков BMW 325i в возрасте трех лет прибавит в цене 322 тыс. рублей. Еще 226 тыс. придется заплатить за «растаможку», учитывая 5%-е послабление в связи с вступлением в ВТО. Таким образом, общий размер платежа при ввозе данной машины составит непомерные 548 тысяч рублей. Стоимость модели в Германии не превышает 550-650 тысяч рублей. Выходит, что итоговая цена машины составит не менее 1,2 миллиона рублей.

Совершенно другое дело – физлица. Чиновники посчитали, что объявленный ранее коэффициент для «частников» на уровне от 3 до 5 тысяч рублей слишком высок, поэтому было решено снизить максимальную сумму сбора до 3 тысяч рублей. Однако таможенные пошлины для физических лиц незначительно, но выше. Но даже при этом условии ровно такая же BMW обойдется покупателю в конечном счете на 240 тысяч рублей дешевле.

Впрочем, довольно существенная разница в цене, по мнению экспертов, не отразится на рыночном механизме. «Рынок б/у автомобилей жестко привязан к рынку новых автомобилей. Подрастет один – подрастет и другой. То есть, даже если цена на ввозимый самостоятельно автомобиль будет небольшой, на вторичном рынке в России он будет продаваться по среднерыночной цене», - убежден руководитель отдела маркетинга автомаркета «Формула 91» Михаил Лезжов.

Первой из компаний-производителей, представленных на российском рынке, на утилизационный сбор отреагировала Toyota. Как сообщили в пресс-службе, с 1 сентября 2012 года ООО «Тойота Мотор» повысило рекомендуемые розничные цены на некоторые автомобили модельного ряда Toyota и Lexus. «Данная мера связана с введением в России утилизационного сбора в отношении автомобилей, импортируемых в страну», - говорится в сообщении. Среднее повышение цен на модели марки составило около 1%.

Позже о своей ценовой политике сообщила и компания Jaguar Land Rover. «Несмотря на ввод утилизационных сборов с 1 сентября этого года, цены на автомобили марок Jaguar и Land Rover не будут повышены», - сообщается в релизе. В компании объяснили сохранение текущих цен вступлением России в ВТО и снижением импортных ставок.

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора

Виды и категории транспортных средствКоэффициент расчета утилизационного сбора
Новые транспортные средстваТранспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет
I. Транспортные средства категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории4
1Транспортные средства с электродвигателями, за исключением средств с гибридной силовой установкой0,865,3
2Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:
Не более 1000 куб. сантиметров0,865,3
Свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров1,348,26
Свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров2,5616,12
Свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров3,4728,5
Свыше 3500 куб. сантиметров5,535,01
3Ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя0,10,15
II. Транспортные средства категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G5
4Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны0,50,88
5Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны0,81,25
6Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн11,6
7Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн1,14,56
8Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн1,346,91
9Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн61,4710,06
10Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн62,911,8
III. Специальные и специализированные транспортные средства категории M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G5
11Транспортные средства специального назначения, кроме автобетоносмесителей110
12Автобетоносмесители313
IV. Транспортные средства категории M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G5
13Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров0,61
14Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров1,23
15Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров1,64,4
16Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров25,2
V. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья5
17Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн13,630,98
18Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн2532
19Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой свыше 350 тонн3740


1 Категории колесных транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной приложением № 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720.

2 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

3 При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, который является дата изготовления колесного транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

4 Базовая ставка для расчета утилизационного сбора равна 20000 рублей.

5 Базовая ставка для расчета утилизационного сбора равна 150000 рублей.

6 Для расчета размера утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок», применятся коэффициент, равный 0,25.