branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российским дорогам не хватает хозяина

По последним данным социологов, дорогами недовольны 70% населения. Возможно, ситуация все же изменится – годовое финансирование строительства автотрасс доведут до 200 миллиардов рублей в год. Но эксперты убеждены, что дело не только в деньгах...
70% россиян недовольны состоянием дорог – к такому выводу пришли специалисты американского института общественного мнения. Зарубежных экспертов поддерживают их российские коллеги из Центра стратегических исследований РОСГОССТРАХ. Они отмечают, что состояние асфальта и качество работы дорожных служб, по оценке граждан, от года только ухудшаются. Впрочем, в скором времени ситуация может кардинально поменяться – ведь развитие транспортной сети стало приоритетным направлением работы правительства.

Жалобы россиян на ужасное качество дорог вполне основательны: по словам начальника управления сохранности и эксплуатации дорог Росавтодора Игоря Астахова, меньше половины российских трасс федерального значения соответствуют нормативным требованиям. «Дорог, отвечающих нормативным требованиям, 38,6% из всего 48 тысяч километров», - цитирует агентство «Прайм» дорожного чиновника.

По его словам, такая плачевная ситуация сложилась из-за недостаточного финансирования отрасли - десятилетия дорожники получали деньги по остаточному принципу. Как результат – федеральная трасса «Лена» (Невера-Якутск) в 2006 году была признана одной из самых опасных автодорог в мире, опередив боливийскую «Дорогу смерти», пролегающую по вершинам Анд, и даже альпинистскую трассу в Катманду.

Но уже к 2014 г. ситуация должна «переломиться»: власти рассчитывают довести годовое финансирование дорожного строительства до полного объема – 207 миллиардов рублей. Это позволит ремонтировать 9,6 тысяч километров разбитого асфальта в год. Как заверил Астахов, после этого 85% российских трасс будут приведены в божеский вид в течение четырех лет.

Однако подобные оптимистичные заявления рождают недоверие: ведь, например, в текущем году отрасли было выделено 114 млрд. рублей на починку 6,6 тысяч километров федеральных автотрасс; прошло восемь месяцев, и вот результат: план ремонта выполнен всего на треть, а денег освоено уже больше половины. Autonews обратился к директору научного центра «Экологическая безопасность и устойчивое развитие транспорта» Юлию Кунину, чтобы узнать причину, из-за которой в России перед словом «дороги» принято говорить «эх».

«Тут действует огромное количество факторов, - отметил эксперт. - Недостаток планирования, финансирования, контроля за финансами, технологическое отставание. Куда ни кинь, всюду клин. Можно обобщить: сложилась система, при которой никто не заинтересован в конечном результате. Чиновникам выгодно распределять большой поток средств, дорожникам выгодно, чтобы построенные ими дороги как можно быстрее выходили из строя, и их нужно было чинить – порочный круг. Нам банально не хватает политической воли, чтобы переломить ситуацию: последней попыткой была идея заключать контракты «полного цикла» - то есть, строительство и последующее сопровождение трассы. Однако выяснилось, что в России буквально 2-3 подрядчика могут это делать. Разделять же ответственность невозможно – одни строят и бегут с украденными деньгами, другие остаются у разбитой дороги и затевают бесконечный ремонт. Выгодно это всем, кроме, пожалуй, нас с вами».

С ним согласен и председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров: «Нет «настоящего хозяина» - дорожной организации, которая бы несла ответственность и ремонтировала полотно за свой счет. Строители, - которые, кстати говоря, пользуются дедовскими нормами, из-за чего дороги узкие, разметка невнятная, освещение отсутствует - так вот, строители заканчивают трассу и исчезают с деньгами».

Согласно данным Росстата, в России протяженность дорог с твердым покрытием (щебенка, гравий, бетон или асфальт) составляет 505 тыс. км, из которых 50 тысяч – это трассы федерального значения. Если сравнить: в Китае более 3 млн. дорог, в США – 4,4 млн., даже небольшая Франция опережает РФ вдвое – более миллиона километров дорог. При этом Россия отстает не только по протяженности автотранспортной сети, но и по темпам ее строительства: новых дорог за год появляется меньше, чем в Китае за неделю.

А ведь, как рассказал Autonews аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк, подобное отставание самым пагубном образом сказывается на развитии бизнеса: «Отсутствием дорог это в прямом смысле палка в колеса логистики, нельзя выбирать оптимальные транспортные схемы. Это отсутствие конкуренции, ведь в большинстве случаев доступен только железнодорожный транспорт, перевозчик делается монополистом. Покрытие России дорожной сеткой можно сравнит только со слаборазвитой страной – более менее в европейские нормы укладываются только Москва и Петербург».

Напомним, что весной Кабинет министров расставил три основных приоритета, на которые будут тратиться дорожные фонды: это развитие сельских дорог, благоустройство малых и средних городов и сел, а также ремонт внутригородских и поселковых дорог. Среди глобальных проектов, которые, возможно, будут реализованы – строительство перехода через реку Лена в районе Якутска. По предварительной оценке он обойдется бюджету в 79 миллиардов рублей.