Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Московских таксистов подведут под единый тариф
Московских таксистов подведут под единый тариф
Статьи 26 июля 2012
Статьи 26 июля 2012
Московских таксистов подведут под единый тариф
Навязшая в зубах фраза про «булочную и такси» из гайдаевской комедии на самом деле определила отношение горожан к этому виду общественного транспорта на десятилетия вперед. Перефразируя другую, не менее расхожую цитату – такси продолжает оставаться роскошью, так и не став средством повседневного передвижения...
Московских таксистов подведут под единый тариф 
Навязшая в зубах фраза про «булочную и такси» из гайдаевской комедии на самом деле определила отношение горожан к этому виду общественного транспорта на десятилетия вперед. Перефразируя другую, не менее расхожую цитату – такси продолжает оставаться роскошью, так и не став средством повседневного передвижения. Чиновники московского Департамента транспорта решили, наконец, положить предел этому – и вынесли на публичное обсуждение концепцию развития столичного такси до 2015 года.

Презентация «такси будущего» живьем состоялась еще в конце прошлого месяца: на площадке у входа в Парк Горького зеваки и отдыхающие могли наблюдать шесть желтых автомобилей Volkswagen, Ford и Hyundai с напечатанными на боках тарифами «руб.\км.», оборудованных кассовыми аппаратами (с возможностью оплаты банковской карточкой), спутниковой связью и онлайн-сопровождением диспетчерской службы. Как оказалось, «концепт-кары» весьма точно воплощали замысел чиновников, изложенный в 38-страничном документе на сайте департамента - вкратце: определить список автомобилей, которые можно использовать для коммерческих пассажирских перевозок, установить фиксированный тариф на проездки и перекрасить все такси в желтый цвет. Почему в желтый? Ну, это как в анекдоте – значит, по другим пунктам возражений нет?

На самом деле, вполне очевидно, что чиновники вдохновлялись знаменитым нью-йоркским такси. Оно тоже желтое – и даже является одним из символов города. Но это не главное. Дело в том, что такси в Нью-Йорке достаточно дешевое, и никого не удивит, если вы, в самом деле, захотите проехаться в булочную на воспетом Голливудом желтом Ford Crown Victoria с шашечками. Именно к этому хотят прийти российские чиновники, копирую американскую систему разделения таксистского труда: предполагается, что такси в Москве будет двух типов - «стандартного», имеющего возможность работать как «от бордюра», так и по вызову, и «премиального» (в Нью-Йорке – «car service»), работающего только по вызову. При этом тарифы для «стандартного» такси подобраны так, чтобы привлечь пассажиров в сегмент поездок на короткую дистанцию: 100 рублей за первый километр или первые три минуты, и 30 рублей за каждый последующий километр – или 12,5 рублей в минуту. При этом ночью, в выходные и, возможно, в часы пик, будет действовать «прозрачный» повышающий коэффициент. А координировать работу всего московского таксопарка будет единый городской колл-центр – это тоже должно удешевить такси - ведь существующие колл-центры берут до 25% выручки от заказа. Все это, по замыслу работников департамента, должно помочь «честным таксистам» вытеснить с рынка нелегалов, которых, по-прежнему, доминирующее количество – 75% по данным Мэрии Москвы.

Кстати, о нелегалах – концепция развития такси предполагает также повышение требований к водителям: это обязательное знание русского языка, стаж «за рулем» не менее 3-х лет и знание города. Таким образом, хрестоматийное «садысь, командир, дорогу покажешь, э?» должно уйти в прошлое, вместе с «жигулями», на которых это самое «прошлое» ездило: единственной отечественной машиной, допущенной до такси, стала Lada Largus. Другие семь одобренных моделей «стандартного такси» это - Chevrolet Aveo, Hyundai Solaris, Renault Logan, Renault Sandero, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan и Ford Focus. Отмечается обязательное наличие в комплектации кондиционера и двух подушек безопасности.

Эксперты по-разному оценили инициативу транспортного департамента – так, например, лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат от «Единой России» Вячеслав Лысаков заявил в интервью Metro, что его смущает цвет: «Смущает требование одинакового цвета для машин. Кроме того, я считаю, что дифференцированный подход должен быть к регуляции работы такси по вызову и «от бордюра». Но в целом, сферу, конечно, нужно регулировать».

А вот исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников высказался гораздо жестче – по его мнению, транспортные компании находятся «в шоке» от этого документа, ведь с ними «никто не советовался»; кроме того, документ «не укладывается в рамки существующего федерального законодательства», передает «Коммерсантъ». Свешникова поддерживает гендиректор ООО "Новая транспортная компания" Феликс Маргарян – в интервью «Ведомостям» он подчеркнул, что, вводя единый колл-центр, город делается фактическим монополистом услуг такси, а «единый тариф» обессмыслит борьбу за клиента среди компаний, уничтожит конкуренцию. Кроме того, в списке разрешенных моделей явно просматриваются следы лоббирования: «Почему в нем нет Skoda, Fiat, российских автомобилей? Я вижу явные нарушения законодательства. Думаю, что концепция может привлечь внимание Федеральной антимонопольной службы».

Напомним, что «концепция развития» - это второй по счету документ, призванный цивилизовать российский рынок таксомоторных перевозок. До принятия в апреле 2011 года Федерального закона «О такси», общих правил работы диспетчерских служб и самих таксистов не существовало. Порядки этого «дикого рынка», не гнушавшегося зарабатывать и на крови – например, когда после теракта в аэропорту «Домодедово» в 2011 году цены на услуги такси в радиусе нескольких километров в одночасье выросли с тысячи до 10-20 тысяч рублей – зачастую вызывали то, что принято называть «широким общественным резонансом».

Комментарии