Московских таксистов подведут под единый тариф
Московских таксистов подведут под единый тариф
Статьи 26 июля 2012
Статьи 26 июля 2012
Московских таксистов подведут под единый тариф
Навязшая в зубах фраза про «булочную и такси» из гайдаевской комедии на самом деле определила отношение горожан к этому виду общественного транспорта на десятилетия вперед. Перефразируя другую, не менее расхожую цитату – такси продолжает оставаться роскошью, так и не став средством повседневного передвижения...
Московских таксистов подведут под единый тариф 
Навязшая в зубах фраза про «булочную и такси» из гайдаевской комедии на самом деле определила отношение горожан к этому виду общественного транспорта на десятилетия вперед. Перефразируя другую, не менее расхожую цитату – такси продолжает оставаться роскошью, так и не став средством повседневного передвижения. Чиновники московского Департамента транспорта решили, наконец, положить предел этому – и вынесли на публичное обсуждение концепцию развития столичного такси до 2015 года.

Презентация «такси будущего» живьем состоялась еще в конце прошлого месяца: на площадке у входа в Парк Горького зеваки и отдыхающие могли наблюдать шесть желтых автомобилей Volkswagen, Ford и Hyundai с напечатанными на боках тарифами «руб.\км.», оборудованных кассовыми аппаратами (с возможностью оплаты банковской карточкой), спутниковой связью и онлайн-сопровождением диспетчерской службы. Как оказалось, «концепт-кары» весьма точно воплощали замысел чиновников, изложенный в 38-страничном документе на сайте департамента - вкратце: определить список автомобилей, которые можно использовать для коммерческих пассажирских перевозок, установить фиксированный тариф на проездки и перекрасить все такси в желтый цвет. Почему в желтый? Ну, это как в анекдоте – значит, по другим пунктам возражений нет?

На самом деле, вполне очевидно, что чиновники вдохновлялись знаменитым нью-йоркским такси. Оно тоже желтое – и даже является одним из символов города. Но это не главное. Дело в том, что такси в Нью-Йорке достаточно дешевое, и никого не удивит, если вы, в самом деле, захотите проехаться в булочную на воспетом Голливудом желтом Ford Crown Victoria с шашечками. Именно к этому хотят прийти российские чиновники, копирую американскую систему разделения таксистского труда: предполагается, что такси в Москве будет двух типов - «стандартного», имеющего возможность работать как «от бордюра», так и по вызову, и «премиального» (в Нью-Йорке – «car service»), работающего только по вызову. При этом тарифы для «стандартного» такси подобраны так, чтобы привлечь пассажиров в сегмент поездок на короткую дистанцию: 100 рублей за первый километр или первые три минуты, и 30 рублей за каждый последующий километр – или 12,5 рублей в минуту. При этом ночью, в выходные и, возможно, в часы пик, будет действовать «прозрачный» повышающий коэффициент. А координировать работу всего московского таксопарка будет единый городской колл-центр – это тоже должно удешевить такси - ведь существующие колл-центры берут до 25% выручки от заказа. Все это, по замыслу работников департамента, должно помочь «честным таксистам» вытеснить с рынка нелегалов, которых, по-прежнему, доминирующее количество – 75% по данным Мэрии Москвы.

Кстати, о нелегалах – концепция развития такси предполагает также повышение требований к водителям: это обязательное знание русского языка, стаж «за рулем» не менее 3-х лет и знание города. Таким образом, хрестоматийное «садысь, командир, дорогу покажешь, э?» должно уйти в прошлое, вместе с «жигулями», на которых это самое «прошлое» ездило: единственной отечественной машиной, допущенной до такси, стала Lada Largus. Другие семь одобренных моделей «стандартного такси» это - Chevrolet Aveo, Hyundai Solaris, Renault Logan, Renault Sandero, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan и Ford Focus. Отмечается обязательное наличие в комплектации кондиционера и двух подушек безопасности.

Эксперты по-разному оценили инициативу транспортного департамента – так, например, лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат от «Единой России» Вячеслав Лысаков заявил в интервью Metro, что его смущает цвет: «Смущает требование одинакового цвета для машин. Кроме того, я считаю, что дифференцированный подход должен быть к регуляции работы такси по вызову и «от бордюра». Но в целом, сферу, конечно, нужно регулировать».

А вот исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников высказался гораздо жестче – по его мнению, транспортные компании находятся «в шоке» от этого документа, ведь с ними «никто не советовался»; кроме того, документ «не укладывается в рамки существующего федерального законодательства», передает «Коммерсантъ». Свешникова поддерживает гендиректор ООО "Новая транспортная компания" Феликс Маргарян – в интервью «Ведомостям» он подчеркнул, что, вводя единый колл-центр, город делается фактическим монополистом услуг такси, а «единый тариф» обессмыслит борьбу за клиента среди компаний, уничтожит конкуренцию. Кроме того, в списке разрешенных моделей явно просматриваются следы лоббирования: «Почему в нем нет Skoda, Fiat, российских автомобилей? Я вижу явные нарушения законодательства. Думаю, что концепция может привлечь внимание Федеральной антимонопольной службы».

Напомним, что «концепция развития» - это второй по счету документ, призванный цивилизовать российский рынок таксомоторных перевозок. До принятия в апреле 2011 года Федерального закона «О такси», общих правил работы диспетчерских служб и самих таксистов не существовало. Порядки этого «дикого рынка», не гнушавшегося зарабатывать и на крови – например, когда после теракта в аэропорту «Домодедово» в 2011 году цены на услуги такси в радиусе нескольких километров в одночасье выросли с тысячи до 10-20 тысяч рублей – зачастую вызывали то, что принято называть «широким общественным резонансом».

Комментарии