branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Как стать автоугонщиком. История легендарной франшизы

Появившись в 1997 году, GTA немедленно стала хитом – многим понравилось почувствовать себя в роли угонщика, работающего «под заказ». Полная свобода действий, интересный сценарий, нелинейный сюжет – все это и по сей день привлекает к франшизе пристальное внимание. Ностальгирует блогер AutoNews.ru Василий Николаев...
Как стать автоугонщиком. История легендарной франшизы
Как стать автоугонщиком. История легендарной франшизы

История игры началась в далеком 1997 году, когда компьютеры были большими, а мониторы – маленькими. Первая часть GTA стала суперхитом игровой индустрии. Многие олдскульные геймеры с ностальгией вспомнят заезженные до дыр пиратские диски, так как в те времена лицензионные игры на прилавках магазинов видели не чаще, чем снежного человека и его дальнего латиноамериканского родственника чупакабру. Всего серия насчитывает более дюжины игр, ставших хитами продаж, и заслуживших множество положительных отзывов и званий лучших игр года по мнению различных авторитетных изданий. Весной 2011 года, продажи игр серии Grand Theft Auto по всему миру превысили 100 млн экземпляров. И, конечно, как и любой популярный продукт, GTA породила целую плеяду клонов и конкурентов, разнящихся от весьма приличных Mafia и Just Cause, средненького Scarface и Saints Row, до таких выкидышей игровой индустрии, как Godfather.




Одним из нововведений серии в жанре стало предоставление геймеру так называемого игрового мира-песочницы, в котором игрок мог делать абсолютно все, что взбредет ему в голову: хочешь – играй в догонялки с полицией, проходи сюжетные миссии, подработай таксистом или водителем скорой, список практически бесконечный. Единственным ограничением свободы являлись не открытые по сюжетной линии территории, но даже начальные зоны были достаточно велики, чтобы не скучать. И конечно – автомобили. Несмотря на то, что во всей серии не использовались лицензированные транспортные средства – многие из авто соответствуют своим реальным прототипам.


Серия GTA стала настолько популярной, что многие звезды Голливуда не упустили шанса срубить зелени озвучивая персонажей игры. Среди них такие именитые личности, как Майкл Мэдсен, Сэмюэл Л. Джексон, Джеймс Вудс, Эксл Роуз, Бёрт Рейнольдс, Дэнни Трехо, Деннис Хоппер, Гэри Бьюзи, Ice-T, Том Сайзмур, Питер Фонда и даже хорошо знакомая мужской половине населения Дженна Джеймсон. Также стоит вспомнить о музыке: в играх серии, начиная с GTA Vice City, присутствовал великолепнейший саундтрек, вобравший в себя самые популярные композиции отображаемого в игре периода.


К сожалению, большая часть российских фанатов GTA, не в состоянии оценить всю прелесть оригинальной озвучки, играя в различные мерзкие локализации. Но некоторые наши люди, а также все англоязычные геймеры годами получают удовольствие от неимоверно стебных реклам на игровом радио и великолепных, полностью оторванных ток-шоу. Вспомнить только солиста легендарной Guns n' Roses, Эксла Роуза, в роли ведущего радио K-DST в Сан Андреасе. Так что, как это ни печально, но играть в GTA без знания английского – значит пропустить чуть ли не все фишки игры.


Сегодня мы вспомним основные игры серии, не включая различные дополнения и версии для портативных приставок.


1997 – GTA I


Игра предлагала геймеру роль "шестерки" криминального мира, которая, в принципе, не менялась с продвижением сюжета, по которому игроку приходилось выполнять множество заданий из серии "воруй-убивай". Сами миссии предоставлялись различными колоритными персонажами (вспомнить хотя бы маниакального коррумпированного полицейского, или навязывающего герою нетрадиционные отношения "шалунишку" Эль Бурро) посредством раскиданных по всему городу телефонов-автоматов.


На выбор игроку было предоставлено несколько персонажей, что абсолютно никак не влияло на геймплей. За выполненные задания герою начислялись деньги (очки), определенное количество которых требовалось для перехода на следующий уровень. Также оные очки зарабатывались за всяческие правонарушения: от "бодания" с другими автомобилями, до умиротворения толпы буддистов огнеметом. Естественно, в городе присутствовала полиция, которая всячески осложняла герою жизнь при наборе определенного количества "звездочек" внимания. Если при одной звезде игрока вяло преследовала всего одна машина, то при наборе четырех все силы правопорядка незамедлительно объявляли герою священную войну, и устраивали на улицах города тотальное уничтожение со стрельбой, погонями и блокпостами.


Следует заметить, что сейчас Rockstar Games абсолютно бесплатно раздает первую часть игры на своем сайте.



1999 – GTA II


В отличие от других игр серии действие этой происходит в недалёком будущем, совмещая в себе киберпанк и автомобили классического типа. Вторая часть отличалась значительно улучшенной графикой, хотя столь желанного полного 3D все таки не появилось. Игра стала более отточенной, например, появилась система репутации и взаимоотношений с различными бандами, так что теперь заход в чужой район был реальной возможностью огрести от недружелюбно настроенных местных.


В отличие от первой части появилась возможность сохранения, но для этого требовалось набрать 50 000 очков и найти церковь, в которой оно, собственно, и происходило. Невероятно много эмоций доставляла русская мафия, обосновавшаяся в районах с названиями типа Pravda, Krym и Lubyanka, и контролирующая, помимо прочего, очистной завод им. Говнина.


Сам город стал куда живее: по улицам бродят угонщики, которые могут украсть у героя автомобиль, пешеходы теперь стали ездить на такси. Кроме того, полиция и бандиты вступают в перестрелки и драки без всякого участия игрока. Да и к самой полиции теперь присоединились спецназ, федеральные агенты, и армия, способные куда сильнее напакостить игроку.


В общем и целом, вторая часть принесла множество приятных новшеств, не растеряв при этом лучших качеств первой игры. И, как и GTA I, в данный момент доступна к скачиванию с сайта Rockstar.



2001 – GTA III


В третьей части был использован трёхмерный движок Renderware, который впоследствии был задействован в других играх Rockstar. Неудивительно, что уставшие от вида с высоты птичьего полета фанаты толпами ломанулись за новинкой, несущей им столь долгожданное 3D. К сожалению, игра была наполнена невероятным количеством багов, как облегчающих прохождение, так и вызывающих приступы неконтролируемой ярости.


Действие происходило в уже знакомом городе Liberty City, прототипом которого послужил Нью-Йорк. Разработчики вновь не ударили в грязь лицом, и город был спроектирован на твердую пятерку: в наличии имелись небоскребы, набережные, подземные туннели, мосты, парки, и даже метро. На сей раз игрок выступал в образе безмолвного бандита, лицо которого выражало меньше эмоций, чем у Буратино, кинутого своей подельницей после ограбления банка. Геймплей начинался с момента побега из тюремного транспорта, и герою предстояло продвигаться по карьерной лестнице криминального мира, выполняя задания от разных ушлых личностей, до кульминационного момента организации встречи предательницы с творцом.


С декабря 2011 года, GTA III доступна на мобильных платформах iOS и Android.



2002 – GTA Vice City


Vice City стала значительным шагом вперед по сравнению с третьей частью, а также самой продаваемой видеоигрой 2002 года, и одной из наиболее прибыльных компьютерных игр в истории. Графический движок заметно похорошел, а главный герой заговорил голосом Рэя Лиотты, сполна заслужившим каждый килобакс своего гонорара за великолепную озвучку. Из блеклого Нью-Йорка начала 2000-х, действие перенеслось в яркий, кичливый Майами середины 80-х.


Огромное количество элементов, таких как, например, особняк главного героя, и кульминационная перестрелка в конце игры, заимствованы у шедевра Брайана де Пальмы – «Лицо со шрамом». В то же время, один из второстепенных героев, адвокат Розенберг, один в один персонаж Шона Пенна в «Путь Карлито». Также чувствуется влияние сериала «Полиция Майами: Отдел нравов»: костюмы, музыка, гоняющиеся за героем полицейские в гражданском на спорткаре с мигалкой.


В игре появились мотоциклы, вертолеты, самолет, которым теперь можно было управлять практически без употребления нецензурной лексики, и возможность покупать недвижимость. Но одной из самых главных "конфеток" стало великолепное радио. На нескольких станциях были представлены различные музыкальные направления, и в список исполнителей входили Оззи Осборн, Iron Maiden, Run-D.M.C., Майкл Джексон и многие другие символы эпохи 80-х. Музыкальный ряд разбавлялся стебной рекламой и болтовней ди-джея, а также присутствовали две невероятно доставляющие радиостанции в формате ток-шоу. Читать далее...