Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
«Москвичи»-трудяги: история развозных моделей АЗЛК
«Москвичи»-трудяги: история развозных моделей АЗЛК
Статьи 18 апреля 2012
Статьи 18 апреля 2012
«Москвичи»-трудяги: история развозных моделей АЗЛК
На протяжении всего периода своего существования «Москвич» был единственным в стране автомобильным предприятием в СССР, который всегда имел в производственной программе легкие коммерческие автомобили на базе легковушек. Александр Астапенков в своем блоге знакомит нас с несколькими из них...
«Москвичи»-трудяги: история развозных моделей АЗЛК 


Так сложилось, что на протяжении всего периода своего существования, начиная от образования завода, заканчивая его банкротством, "Москвич" был единственным в стране автомобильным предприятием в СССР, которое всегда имел в производственной программе легкие развозные (сейчас "коммерческие") автомобили на базе легковушек. В пятидесятых годах появились УАЗы, в шестидесятых грузопассажирские функции частично исполняли Волги-универсалы, а в семидесятых было освоено производство "каблука" от ИЖа. Однако "москвичевские" фургоны всегда находили свою нишу, и с каждым новым поколением легковых автомобилей завод неизменно предлагал новый фургон. Они редко становились героями фильмов и уж точно не являлись заветной мечтой миллионов советских людей, как это было с Волгой или Жигулями. Только вот жизнь крупного и не очень города без таких незаметных автомобилей порой может заметно осложниться. О подзабытых "бойцах невидимого фронта" и пойдет наш многосерийный рассказ...




Касаться в рамках данных обзоров легковых автомобилей мы не будем, так как это "совсем другая история", а сосредоточимся на сменах поколений грузопассажирских авто и их модификаций.


В 1948 году на конвейер встает первенец грузопассажирского направления МЗМА – дерево-металлический фургон модели 400-422. Ходит легенда, согласно которой на "смотре" техники в 1948 году Сталин одобрительно кивнул, находясь подле "Буратино". Вполне возможно, вождь оценил возможность экономии дефицитного металла при производстве новой модели, что и повлияло на его решение о запуске. Так или иначе, утилитарный фургон, который использовался для инкассирования монет из телефонов-автоматов и доставки почты, продержался на конвейере до 1956 года, пройдя в 1954-ом модернизацию до версии 401-422 (мощность двигателя выросла на 3 л.с.)


Интерес к данной модели в последнее время значительно возрос. На наших иллюстрациях представлены, в частности, отреставрированные образцы от мастерской Шаманского...


1.



... и музея газеты "Авторевю"


2.



3.



4.



5.



Статья о Москвичах четырехсотой серии на английском языке и с фотографией фургона. Вкратце, современники корреспондента жалуются на неразвитую сервисную сеть и трудности в приобретении бензина и масла.


6.



Помимо заводского фургона, МЗМА выпускал и шасси 400-420К для самостоятельной установки на него необходимых надстроек и кузовов. Большое количество источников расшифровывает литеру "К", как "коммерческий", однако, подробная расшифровка вызывает вопросы, т.к. в свободную продажу шасси не поступало и к коммерции никакого отношения не имело. Как бы то ни было, авторемонтных предприятий и профильных ведомств в стране было великое множество, отсюда и бессчетное количество модификаций – как внешне удачных, так и не очень.


Надпись "Сосиски" неуловимо напоминает логотип Кока-Колы


7.



Аэродромный фургон АПА-7 (пусковая установка)


8.



АПА-7 За работой


9.



Восстановленный образец. Больше фотографий можно почерпнуть тут.


10.



Ещё один "коммерческий" фургон в потоке. Второй ряд, второй автомобиль справа.


11.



Водителя "Мосторгтранса" постигла неудача. Хочется верить, что для него все обошлось.


12.



Образец с более аэродинамичным кузовом.


13.



Прекрасная историческая фотография. В левом нижнем углу два человека перемещаются на пикапе.


14.



Кстати, пикап мог бы стать серийным...


15.



...Как и универсал 400-421


16.



17.



В ходе подготовки статьи на одном из форумов ознакомился с версией, согласно которой универсал не был принят к производству из-за непонимания автомобильными чиновниками места для новой модели в производственной программе завода. В итоге было решено увеличить производство фургонов и не вводить новую модель. Такой вариант вполне возможен, т.к. универсалы в частные руки тогда не продавались. Так или иначе, несколько опытных образцов автомобиля с разной навеской дверей все же было построено.


В следующей части мы поговорим о фургонах семейства 429-432.


В ходе подготовки были использованы материалы с сайтов:


Газета Авторею


Сайт Игоря Денисовца


ГАЗ Клуб


Уникальные Советские Автомобили


Группа Вконтакте


Похожие материалы:


Автомобили выставки "Москва.XX век.Лица Эпохи"


Музей Горьковского Автомобильного Завода


Музей Шкоды в Младо-Болеславе


Музей Autoville в Москве


Музей Паровозов в Нижнем Новгороде


Музей Михаила Красинца


Музей Трамваев в Хельсинки

Комментарии