branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Официальный сервис резко подешевеет

В Федеральной антимонопольной службе выявили многочисленные нарушения законодательства со стороны крупных автоконцернов. В ведомстве полагают, что проводимая ими политика ведет к монополизации рынка и искусственному взвинчиванию цен на запчасти и обслуживание...
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) инициировала очередную проверку деятельности автоконцернов, работающих на территории России, по итогам которой в ведомстве пришли к неутешительным выводам. Чиновники полагают, что налицо фактическая монополизация гарантийного рынка, от чего страдают не только рядовые автомобилисты, но и официальные дилеры, а также независимые техцентры.

В списке нарушений законодательства – восемь пунктов. Первый и главный: то, что дилерам приходится совмещать функции продавца и ремонтной организации. По мнению руководства ФАС, необходимо отделить «мух от котлет»: одни компании должны заниматься реализацией автомобилей, а заниматься их обслуживанием и ремонтом – уже другие. Это, в частности, приведет к снижению цен на ТО, а также позволит выйти на рынок независимым автосервисам.


«Многие автодистрибьюторы обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания. Это требование затрудняет вход на рынок действующих независимых сервисных центров, так как им необходимо осуществлять значительные инвестиции в строительство дилерских центров для того чтобы получить статус авторизованного сервисного центра и осуществлять гарантийное обслуживание», - говорится в сообщении ФАС, опубликованном на официальном сайте ведомства.

«В результате реализации подобной практики в регионах, характеризующихся высоким спросом, наблюдается дефицит на рынке сервисного обслуживания. Это негативно сказывается на качестве услуг и их стоимости », - полагают чиновники.

Вторая претензия ФАС к автоконцернам заключается в том, что они, по сути, вольны диктовать продавцам любые условия: например, ограничить срок действия дилерского соглашения, или в одностороннем порядке расторгнуть договор на поставку запчастей. Также в вину автоконцернам ставится нежелание работать с неавторизованными сервисами, а это в конечном итоге бьет по карману рядовых автовладельцев: оригинальные запчасти все равно приходится покупать у дилера.

В ФАС считают, что дилерские цены должны устанавливаться непосредственно продавцом, а не диктоваться «сверху». Кроме того, техцентры должны, наконец, получить право на обслуживание автомобилей конкурирующих марок.

Ответить перед судом придется сразу шести автоконцернам: речь идет о Skoda, Hyundai, Kia, Jaguar, Land Rover и Ford. «Для уточнения позиции автодистрибьютеров ФАС России проведет совещание с участниками рынка с целью добровольного устранения выявленных признаков нарушений и предотвращения совершения нарушений антимонопольного законодательства», - сообщает ФАС.

Антимонопольщики предлагают установить новые правила работы на российском рынке. Основополагающих позиций – две. Первая: разделение функций продавца и сервисного центра, и вторая: обеспечение свободного доступа на гарантийный рынок независимым техцентрам. Если это случится, российский гарантийный рынок ждут радикальные изменения. Хотелось бы надеяться, что в лучшую сторону.

В компаниях-импортерах воздерживаются от комментариев, однако в неофициальных беседах выражают недоумение позицией ФАС. "Мы предъявляем жетские требования к сервисной сети, дабы качество обслуживания было на высоком уровне и не нанесло бы ущерба репутации марки. А по мнению ФАС гарантийным сервисом может заниматься чуть-ли не гаражный сервис", заявил на условиях анонимности представитель одной из компании, против которой ФАС может возбудить расследование.

Александр Кузьмин