Чемодан беженца: история знаменитого Trabant
Статьи 22 февраля 2012
Статьи 22 февраля 2012
Чемодан беженца: история знаменитого Trabant
Маленькие, неказистые, чадящие двухцилиндровыми двигателями машинки почти полвека олицетворяли плановую экономику по восточную сторону Берлинской стены. Их ругали и восхваляли, на них писали ироничные рецензии и рисовали граффити с их изображением на стенах. Подробности об этом забавном автомобильчике – в автомобильно-историческом блоге Александра Астапенкова...
Чемодан беженца: история знаменитого Trabant 


Трабанты были своего рода автомобильным символом ГДР. Маленькие, неказистые, чадящие двухцилиндровыми двигателями машинки почти пол-века олицетворяли плановую экономику по восточную сторону Берлинской стены. Их ругали и восхваляли, на них писали ироничные рецензии и рисовали граффити с их изображением на стенах. Британцы поместили Трабант в топ-50 самых худших автомобилей истории, а в самой Германии количество фан-клубов только растет. Противоречивый автомобиль и, вместе с тем, столь неотделимый от истории Германской Демократической Республики. Сегодня мы поговорим о Траби...




Как известно, имя новоиспеченному автомобилю дало знаменательное событие – запуск советского "Спутника" в Космос в 1957 году. Собственно, Trabant по-немецки и означает "Спутник". Производство автомобиля началось в том же 1957 году на автомобильном заводе в Цвикау (мы уже говорили о нем в обзоре автомобиля Wartburg), машина имела индекс P50 и немного отличалась от привычного для нас образа. (Стоит отметить, что прототип P50 выглядел совсем неказисто, так что в определенной степени Траби с дизайном повезло).



Trabant первого поколения. Модель P50


 



Эмблемой Траби стало стилизованное изображение буквы "S", от слова Заксенринг. Полностью предприятие, на котором производились автомобили, называлось"Sachsenring Trabant".



В 1962 начинается производство Трабанта P60. Под капот ставят вместо 18-ти сильного уже 23-сильный агрегат. Двухцилиндровый двухтактовый двигатель по-прежнему отличается повышенной "чадливостью", забавно бурлит, а топливо, ввиду отсутствия бензонасоса, поступает в бак самотеком. Принципиально новый двигатель Траби получил лишь незадолго до кончины – в 1989 году на него начинают устанавливать моторы от Volkswagen Polo. Особого смысла в этом, однако не было – морально устаревшая машина в таком виде уже не являлась конкурентоспособной на фоне более совершенных западногерманских аналогов.


Кабриолет на базе модели P60. Серийно такая машина не выпускалась, скорее всего – это результат переделки Трабанта одной из западногерманских фирм.



В 1964 году Траби переживает уже более основательную модернизацию, мощность двигателя повышается до 26-ти л.с., кузов подвергается рестайлингу, машина обретает индекс P601. Название сразу расшифровали с юмором: 600 человек стоит в очереди, а один покупает. Кстати, утверждение о том, что автомобиль имел пластмассовый кузов – не совсем верное. На самом деле он собирался из дуропласта (материал схожий по свойствам со стеклопластиком, с наполнителем из отходов хлопкового производства) делались лишь внешние навесные панели, сам же каркас по-прежнему оставался стальным. Дуропластовые кузова были "дешевым и сердитым" решением – стального листа тогда отчаянно не хватало, а подобный кузов к тому же, являлся отличным подспорьем в борьбе с коррозией. Многие владельцы автомобилей до сих пор ценят в своих автомобилях именно это качество.


В 1964-ом году к производственной программе присоединяется универсал Combi.






Обратили внимание на автомобиль слева в потоке? ГАЗ-24 "Волга".


Фото пользователя Hugo90 с фотохостинга Flickr.



За свою долгую конвейерную жизнь автомобиль обзавелся огромным количеством кличек, в их числе: "мотоцикл на четверых с общим шлемом", "гоночная картонка", "чемодан беженца".



Рекламный видео-ролик.


На мой взгляд, довольно изобретательно, хотя и не шедеврально.


В 1965 году появился Trabant Kubelwagen – военный автомобиль с упрощенной отделкой и мягким верхом. Позже на его базе создается Trabant Tramp – этакий социалистический ответ западным "пляжным багги". Кроме того, начиная с восьмидесятых годов появляются модификации S и DeLux – "люксовые" версии Траби.


Trabant Kubelwagen



Trabant Tramp



Фото пользователя Hugo90с фотохостинга Flickr.



Трабант был настоящим трудягой. Служил в полиции...



...Пожарным (автомобиль "пожарной дружины")...



...И даже участвовал в соревнованиях!



Типичная фотография семидесятых: Вартбурги, Трабанты, Жигули, Фиаты... Жители ГДР обладали большей свободой выбора личного транспортного средства, нежели их собратья в СССР. Немцам были доступны чехословацкие, польские, югославские, советские и, собственно, восточно-германские автомобили. Вместе с тем, очередь за Трабантом порой достигала 13 лет! (Кстати, отдельные их экземпляры все же попадали в СССР).



Этот Trabant Combi был обнаружен мною лично в одном из двориков болгарского города Балчик в 2009 году.



В 1988-ом году автомобиль получает "нормальный" 41-сильный 1100 кубовый двигатель от Фольксваген Поло и индекс 1.1 в названии, однако спасти производство это уже не могло. К моменту закрытия предприятия в Цвикау успели выпустить немногим более тридцати девяти тысяч автомобилей этой модели в трех кузовах (седан, универсал и открытый Трамп).


Вместе с тем, инженеры на всем протяжении производства не переставали создавать все новые и новые прототипы. К производству предлагались совместно разработанный со Шкодой хетчбек, рестайлинг версии 1.1 и десятки других проектов. Однако, все они по тем или иным причинам так и остались "на полке"...


Концепт P603 (1968 год)



P 670 (1975 год)



Trabant 1100 Prototype (1979 год)



Проект рестайлинга 1982 года



Трабант 1.1 (1988 год)



В 1991 году советская пресса трогательно поводила заслуженный автомобиль "на покой".



...И встретила "преемника"



Всего было выпущено 3 132 240 Трабантов всех модификаций. Однако, на этом история заслуженного автомобильчика не закончилась. На автосалоне IAA 2009 во Франкфурте немецкая компания по производству масштабных моделей Herpa и автомобилестроительная компания IndiKar (мелкосерийное производство) представили публике Trabant nT (New Trabant). Проект был весьма многообещающим, но, как это часто бывает при попытке возродить марку, заглох на старте.




Ну, и напоследок небольшой обзор необычных Трабантов, увиденных мною в Интернете в рамках подготовки этого обзора. Некоторые машины действительно весьма неординарны....



Траби-Сафари и замечательный эмоциональный комментарий к нему:


"I cannot recommend the Trabi-Safari enough! This was the highlight of my trip to Berlin – driving a real DDR Trabant through the streets of the city. We literally spent 60 minutes with grins on our faces – this car is seriously fun to drive despite its reputation! As you shake and rattle through the streets of Berlin prepare for people on the streets to smile, wave and take pictures. We naturally obliged by waving back and beeping the (rather weak meep) horn. Sadly we missed most of the commentary with our hysterical giggling but, as I said earlier, this was the highlight of my Berlin trip. We're even planning a return visit just so we can take another Trabi-Safari!


Человек повествует о самой яркой части своего путешествия в Берлин: вождению настоящего гэдээровского автомобиля по улицам города. Все ему машут, улыбаются и фотографируют забавный экземпляр. Несмотря на то что большинство комментариев гида весельчак пропустил, сафари произвело на него неизгладимое впечатление и он намерен вернутся в Берлин, что бы воспользоваться ещё одним Траби-Туром.




Фото пользователя Meyer.U с фотохостинга Flickr.



Фото пользователя Wutzman с фотохостинга Flickr.



Немного памятников Трабанту.



Фото пользователя Jaime.Silva с фотохостинга Flickr.



Мое скромное творчество в подарок "Трабантистам".



В настоящий момент насчитывается более 200 фан-клубов Трабанта только в Европе, не говоря уже о совсем экзотических для этого автомобиля странах: США и Канады. Ежегодно сотни фанатов марки на своих малышах съезжаются на "историческую Родину" автомобиля в Цвикау, что бы вернутся в свою молодость, окутанную "ароматом" выхлопных газов этого неказистого автомобиля. А раз так, Траби ещё долго будет символом чего-то большего, чем форсированная автомобилизация или отражение экономического строя. Чего-то неуловимо душевного и вызывающего трогательную улыбку...


Использованы изображения и материал с сайта газеты Авторевю


а также изображения с фотохостингов Flickr и Yandex.Фотки


Материалы по теме: История марки Wartburg или ГДР в Миниатюре

Комментарии