Autonews
Дневник штурмана: есть первая «крыша»
Статьи
Статьи 8 февраля 2012
Дневник штурмана: есть первая «крыша»
Первый этап Кубка России по ралли, гонка в Карелии, едва не стал для экипажа GSi Rally последним. Уже опытный штурман Светлана Алеева в своем блоге рассказывает про аварию и странное поведение спортсменов...
Дневник штурмана: есть первая «крыша» 

Пыль в лобовое и оглушительный град камней по днищу – Ростов. Сыпучий грунт и поэтически буйные пушкинские краски осени – Псков. Тропические ливни, затопленный горный перевал и октябрьское море – Туапсе. Азартные дороги и мягкие заснеженные ели на нежно-розовом восходе – Карелия. Именно эта непредсказуемая и контрастная смена декораций кажется мне в ралли самым удивительным. Впрочем, переворот на крышу тоже производит впечатление.

 



 

Ни одна гонка не похожа на другие. И дело не в разных конфигурациях поворотов и трамплинов. С прошлого лета, с первой моей гонки в роли штурмана команды GSi Rally, прошла вечность, десяток смен эмоций и калейдоскоп красок. Мы ездили с протекающей крышей, прописывали трассу на тросе, читали стенограмму через мобильный телефон и даже без голоса, задыхались в пыли, взлетали на камнях, тонули, взрывали колеса, уворачивались от зрителей и деревьев, сваливались в овраг, бегали ночью за медом, смотрели в перерывах между допами на смартфоне фильм и обсуждали Булгакова. Потому что ралли – это далеко не только гонка, иначе было бы неинтересно. Это немного другой привкус жизни.

 

 

XIV Этап Кубка России. В Ростове так называемом Великом гостиницы отказываются заселять раллистов, машины и прицеп приходится парковать между веревками с сохнущим постельным бельем, а вечером во всем городе невозможно было найти бутылки красного вина – даже в грузинском ресторане!

 

 

 

 

Осенний этап в Пскове. Пушкинский дачный домик находится в Псковской области – и понятно, откуда у нашего «солнца» взялись такие удачные строчки про «в багрец и золото одетые леса». Это буйство оранжевого, желтого, зеленого и красного не передадут никакие фотографии.

 

 

Финал Кубка России в Туапсе. Накануне я сидела в «Шереметьево-D» после очередной командировки и не могла даже заказать себе чашку горячего чая. Потому, что не могла говорить – только шептать. Голос совершенно сел от простуды, виски ломило, самолета в Краснодар нужно было ждать пять часов, за стеклянной стеной аэропорта хлестал мокрый снег. И я думала: «Это всего лишь ралли». Я не сумасшедший маньяк, чтобы рисковать своим здоровьем ради гонки. Но ралли – это еще и команда. На финал Кубка России по ралли 2011 в Туапсе пригнали две машины GSi Rally – и наконец достроенную боевую Opel Astra, собралась команда из 15 человек.

 

 

Ознакомление мы проходили на нашем старом Шершавчике, бывшей боевой, а ныне тренировочной и прописной машине – он категорически не хотел никуда ехал, постоянно ломался, заглох на скользком от ливня перевале – спасибо доброжелателю на VW Polo Sedan, что нас вытянул оттуда.

 

 

К самой гонке голос вернулся, но его приходилось беречь и экономно называть позиции. Впрочем, сразу же стало понятно: главное вообще доехать до финишной рамки. Просто едешь по допу, по обочинам которого с картинками ОК через каждые 100 метров стоят сошедшие экипажи, напоминающие голосующих на кромках московских проспектах. У нас новая боевая Astra, крепкая и плотная, как танк, которая играючи и упорно перемалывает камни и ямы затопленных скользких дорог.

 

 

 

Без технических сюрпризов не обошлось. Но об этом можно не рассказывать – в каждой гонке есть бесконечный набор таких историй. Самое главное, что до этого мы аккуратно уходили от настоящих опасностей, и воткнувшие в деревья машины казались ненастоящими декорациями.

 

А настоящим казалось только море.

 

 

 

 

Новый сезон для GSi Rally стартовал в Карелии 28 января.

 

 

Наконец-то гражданская машина на ознакомлении – с обычными мягкими сидениями и даже электростеклоподъемниками! Не работа, а прогулка – сказочные пейзажи, идиллическая смена красок, замечательные финские названия русскими буквами. А еще настоящие валенки – только они спасают ноги от 27-градусного мороза. Чудесная хозяйка «гостевого дома», где мы жили, рассекает по деревне на Kia Rio, учится играть на фортепьяно на пенсии и готовит невероятно вкусные обеды.

 

 

 

 

 

Но именно в Карелии наша Astra сорвалась в овраг, срубила елку и перевернулась на крышу.

 

 

Перед тем самым допом почему-то отказалась работать онборд-камера – замигала тревожной красной надписью SOS. Она показала бы, как стремительная белоснежная дорога, подсвеченная розовым восходом, неожиданно уходит резко в бок, и в треске еловых веток вдруг становится темно, а потом тихо.

 

 

Стекла залеплены снегом, но почему-то сразу понятно, что если отстегнуть ремни, упадешь на потолок. Не так это просто вниз головой.

 

 

Зрители на ралли знают, где стоять – в самых опасных местах. Поэтому к машине сразу же бросился народ – без откапывания изнутри двери было бы не открыть. Со всех сторон обрушились вопросы и предложения – погреться в теплой машине, глотнуть коньяку, отведать шашлыка.

 

 

 

Оказалось, что снаружи намного страшнее, чем внутри. Каждую минуту с ревом проносятся машины, убийственно кренясь прям над кромкой дороги, с которой только что сорвался наш экипаж. И зрители стоят прямо на обочине, периодически выскакивая, чтобы сделать красивый кадр. В машине явно безопаснее!

 

 

Хорошо, что новая боевая машина на совесть сколочена и крепкая как броненосец. Пострадало только лобовое стекло да помялось железо, и в салоне почему-то оказались еловые ветки с резким новогодним ароматом. Веселые зрители, после того как участок открыли для проезда, на руках вынесли «Астру» из оврага, и машина доехала до гостиницы своим ходом.

 

 

Но сами раллисты меня порой крайне удивляют.

 

Поздравлять с аварией? Называть переворот на крышу «пропуском в клуб избранных»? С искренним восторгом говорить «Это знаменитая Лумиваара, тут много полегло»? Ребят, я чего-то не понимаю. Понимаю азарт и даже фанатизм, понимаю зацикленность на гонках – хотя и не принимаю. Но разве настоящие гонщики не должны выплескивать свои эмоции «на треке»? Почему многие участники ралли гоняют по дорогам общего пользования, и об этом даже предупреждают с гордостью: «Осторожнее, завтра ралли, из-за любого валуна на повороте может вылететь на встречку раллист».

 

 

Это же неправильно. Это, блин, не спорт, это Toyota Celica, которую 18-летний мальчишка крутит на ручнике на Смотре перед МГУ. А ведь в жизни есть еще столько важного.

 

Комментарии