Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
История Jeep: от бездорожья до драгрейсинга
История Jeep: от бездорожья до драгрейсинга
Статьи 31 января 2012
Статьи 31 января 2012
История Jeep: от бездорожья до драгрейсинга
Самые занимательные вехи истории самого первого производителя внедорожников в блоге интернет-журнала JeepFan...
История Jeep: от бездорожья до драгрейсинга 

В начале 60-х годов ХХ века для пресечения уличных гонок в США была создана ассоциация NHRA (National Hot Rod Association). Самая популярная и распространённая дистанция – классическая ¼ мили. В это же время появляются и автомобили, специально построенные для драг-рейсинга. За свой необычный облик этот класс автомобилей получил название funny car – смешные, необычные автомобили. Они имели переднемоторную удлиненную конструкцию, широкие задние колеса, на которые приходилась основная нагрузка при разгоне и кузов, отдаленно напоминающий выпускающиеся заводские модели. Наиболее любимыми у драг-рейсеров были седаны Dodge Charger и Chevrolet Impala, но и в этой, казалось бы совсем не джиповской категории, Jeep тоже сумел «засветиться».





Правда, справедливости ради стоит отметить, что после всех доработок от Jeep в этих автомобилях оставался только кузов – и то весьма отдаленно напоминающий о прародителе.


Золотой век американского драг-рейсинга пришелся на 60-е, когда творческая мысль не ограничивалась никакими запретами. Первые funny car появились в 1966 году и стали широко известны. Любой желающий мог стать владельцем автомобиля похожего на Bronco Buster с алюминиевыми шасси и весившими менее чем 1,000 фунтов, или Don Garlits' Dart II, со странным карбоновым кузовом и установленным на шасси для драг рейсинга. Много автомобилей было создано на базе Ford, Chevy, Pontiac, AMC и, конечно же, Chrysler.



Первый Jeep для драг рейсинга появился в конце 1966 года, в самый расцвет полета творческой мысли, когда автомобиль мог быть современным на этой неделе, и стать устаревшим уже на следующей. Пресса и болельщики встретили их с безразличием, но способность этих автомобилей показывать высокие результаты напугала противников.


В результате NHRA запретило участвовать в гонках подобным автомобилям, а в дальнейшем для них был создан отдельный официальный класс гонок. Первый Jeep funny car был построен в Калифорнии, ветераном драг рейсинга Эдом Ленартом (Ed Lenarth) и водителем Роджером Уолфордом (Roger Wolford). Назвние он получил своеобразное – Secret Weapon (секретное оружие) и лишь отдаленно напоминал обычный Jeep. Колесная база машины была одной из самых длинных в ту эпоху. Автомобиль был растянут от дверей до передней оси. Двигатель размещался под алюминевой обшивкой кабины, а сама открытая кабина была защищена каркасом безопасности, водительское кресло находилось в районе заднего моста.


В середине 1966 года в Южной Калифорнии были представлены уже несколько автомобилей с подобным открытым кузовом – родстер Canuck Chevy II Дэйла Амстронга (Dale Armstrong), Flying Dutchman Coronet, Vicious Vette и Bronco Buster. Можно сказать, что это время, стало пиком создания и проектирования автомобилей класса funny car.



Уже в первом своем выступлении на соревнованиях, Secret Weapon уступил на прямой только Лью Арингтону (Lew Arrington) выступавшего на Brutus GTO. Но вскоре и Brutus GTO потерпел поражение. Secret Weapon в камуфляжной раскраске и со спартанской обстановкой в кабине выглядел гадким утенком среди других автомобилей. Самой большой проблемой, с которой столкнулась команда Lenarth&Wolford, была надежность. Покрышек хватало на один старт, передачи ломались через заезд и т.д., но, несмотря на это, Secret Weapon мог выиграть у любого funny car своего времени, он нагонял страх на других гонщиков.


В начале 1967 года NHRA приняло решение запретить Jeep и другим funny car принимать участие в гонках. Вполне возможно, что решение это было принято под давлением других гоночных команд. Последние гонки, на которых успел выступить перед запретом Роджер Волфорд, стали знаменитые гонки '67 NHRA Winternationals в Помоне (Pomona).


После запрета от NHRA на выступления в соревнованиях, команда отправилась в тур по стране. В тестовом заезде на шоу AHRA Winter Nationals at Beeline, автомобиль смог преодолеть четверть мили за 8.27 сек. Конечной точкой тура была крупнейшая летняя гонка года для автомобилей класса funny car – Super Stock and Drag Racing Illustrated Funny Cars Nationals, проходившая в штате Мэриленд (Maryland's Cecil County Dragway). Команда смогла выйти во второй тур, хотя только один из шести заездов был завершен. Остальные старты заканчивались неудачно: сломанная коробка передач, столкновение с защитным ограждением, вылеты на газон. Это не сломило команду Эда Ленарта, как заслуженный итог, победа на Cars Illustrated Funny Car Nationals. Автомобиль показал лучший результат на четверть миле – 8.03 сек., достигнув скорости более 180 миль в час. Казалось бы, что команду Lenarth&Wolford ждет светлое будещее, но 1967 год стал последним, Secret Weapon закончил выступления. Команда распалась, Роджер Волфорд стал выступать на автомобиле Mako Shark Corvette за команду Wild Breed Cougar.


Эд Ленарт продолжил свои экперименты с Jeep funny car. Спустя некоторое время был найден новый спонсор Brain Cachuna и построен новый Jeep для гонок, получивший название «Holy Toledo» (Святой Толедо).



Ленарт занимался не только постройкой автомобиля, он же стал и водителем, уделяя много времени подготовке к гонкам West Coast match race. Машина получила современное шасси и мощный двигатель Chizler 392.


В 1968 году большое значение стала играть аэродинамика, кузова для funny car стали строить с учетом сопротивления и прижимной силы. Желтый «Holy Toledo» стал пятном среди таких автомобилей, он выглядел как кирпич. Свой лучший результат Jeep «Holy Toledo» показал в Южной Калифорнии, в конце семидесятых, четверть мили была пройдена за 7,37 секунд, и достигнута скорость 197 миль в час. Эду Ленарту и его «Holy Toledo» не суждено было добиться серьезных побед.



Несмотря на многие доработки, показываемые результаты не поднимались выше среднего. Вскоре Эд Ленарт покинул драг рейсинг.

Комментарии