branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Toyota потерпела глобальное поражение

Японский автоконцерн, долгие годы считавшийся «номером один» по продажам во всем мире, серьезно сдал позиции и откатился на третье место в списке лучших по итогам 2011 года. Золото досталось американцам из General Motors, а серебро – немцам из Volkswagen...
Природно-техногенный катаклизм, обрушивший привычное течение жизни на Японских островах весной минувшего года, разумеется, не мог не отразиться на положении автопроизводителей из Страны восходящего солнца. Пострадали все – и маленькие компании, и гиганты, до той поры уверенно занимавшие лидирующие позиции по мировым продажам машин. Трагедия на АЭС «Фукусима-1» серьезно подорвала позиции Toyota. Компания, многие годы считавшаяся крупнейшим мировым автопроизводителем, по итогам 2011 года откатилась на третье место.

Впрочем, виной тому, что Toyota получила «бронзу» вместо «золота», стали не только печальные события, произошедшие в Японии, но и стихийные бедствия в Таиланде, где у этого концерна находилась часть производств. Результаты года определенно не являются поводом для гордости: продажи Toyota сократились на 6 процентов. И это еще не самый худший показатель. Если вычеркнуть из достижений японской компании продажи машин, произведенных подконтрольными ей Daihatsu и Hino, то цифра будет равна 7,1 процента. Казалось бы, немного.

Но такое, пусть на первый взгляд и не катастрофическое, сокращение продаж больно ударило по концерну. Чистая прибыль сократилась до 2,32 миллиарда долларов, при том что боссы Toyota ожидали увидеть в строке доходов цифру 5 миллиардов. То есть в процентном отношении прибыльность упала более чем наполовину (или на 56%, как говорится в прогнозе компании, опубликованном на днях).

За отчетный период японцы смогли продать лишь 7,95 миллиона своих машин. Для сравнения: за тот же 2011-й концерн General Motors сбыл более 9 миллионов новых автомобилей, а Volkswagen – 8,16 миллиона. Именно американский и немецкий концерны по итогам года стали лучшими в рейтинге общемировых продаж.

Однако сдаваться без боя в Toyota не привыкли. Согласно упомянутому выше прогнозу, в новом году японцы планируют выйти как минимум на второе место, нарастив продажи до 8,58 миллиона машин. Это на 21% больше, чем в 2011-м. Если все пойдет, как задумано, то вполне возможно, что еще через год Toyota все же вернет себе мировое первенство.

Напомним, после мартовского ЧП в Японии местные автоконцерны вынуждены были приостановить работу своих заводов. Это сразу же сказалось на объемах производства автомобилей. У Toyota в апреле было зафиксировано рекордное падение производства с 1976 года: президент компании Акио Тойода заявил тогда, что это было связано с перебоями в поставках около 150 видов автокомпонентов, в основном электронных.

Прибыль компании по итогам первого квартала 2011-2012 финансового года (апрель-июнь) упала на 99,4%. А в ноябре разразилась катастрофа в Таиланде. Любимая российскими туристами страна была буквально затоплена: наводнения накрыли острова летом , и в результате оказались затопленными около 15 тысяч предприятий. Пострадали более 3 миллионов человек, общий экономический ущерб оценивается примерно в 16 миллиардов долларов.

Это, разумеется, больно ударило не только по туроператорам и владельцам отелей, но и по автопроизводителям. Пострадали Nissan, Honda и Mitsubishi, но более всех – опять-таки Toyota. Если Honda «отделалась» лишь тем, что остановила работу заводов в Таиланде и Малайзии, параллельно сократив производство в Бразилии и Великобритании, то боссам Toyota пришлось урезать число выпускаемых машин на предприятиях сразу в девяти странах. Речь идет о Пакистане, Филиппинах, Индонезии, Вьетнаме, Малайзии, Японии и ЮАР, а также, что самое главное, о США и Канаде.

Насколько быстро японский концерн сможет оправиться от потерь и насколько точными окажутся прогнозы его аналитиков, покажет только время.

Александр Кузьмин