Autonews
Статьи

Кто готов пересесть на общественный транспорт. ОПРОС

Новые автобусные маршруты, запущенные в Москве для выделенных полос общественного транспорта, – деньги на ветер , считает в своем блоге руководитель Московского центра по борьбе с пробками Александр Шумский
Кто готов пересесть на общественный транспорт. ОПРОС
Кто готов пересесть на общественный транспорт. ОПРОС 

Мосгортранс выкинул на ветер 116 миллионов рублей?

 

Произошло это 19 ноября сего года, когда Мосгортранс запустил новый автобусный маршрут.

 

 

Это полуэкспресс от пересечения Ярославского шоссе с МКАДом, до Рижского вокзала. По нему курсирует 20 автобусов ЛИАЗ 52922 (низкопольных, повышенной комфортности), каждый стоимостью 5.8 миллионов рублей. 20 автобусов обошлись в 116 миллионов рублей. Казалось бы, новый автобусный маршрут это то, что нужно для развития общественного транспорта (ОТ) в городе Москве! Но почему же я пишу, что Мосгортранс выкинул 116 млн. рублей?



 

Дело в том, что этот маршрут не пользуется, и не будет пользоваться большой востребованностью. Основная идея запуска полуэкспресса – это стимулировать автомобилистов пересаживаться из автомобиля на ОТ. Т.е., жители Московской области, доехав на своем автомобиле до Москвы, должны бросить свой автомобиль и поехать к метро на автобусе. Я знаю людей, которые, доехав до ближайшей станции подземки, готовы оставить свое авто радом с ним и дальше двигаться на метро. Однако кто из автомобилистов готов бросить свой автомобиль рядом с МКАДом и ехать к метро на автобусе (именно бросить, а не оставить на охраняемой парковке)? Судя потому, что Ярославка забита машинами, а автобус ходит почти пустой, автомобилисты совсем не пользуются этим экспрессом. Безавтомобильные жители ближайших подмосковных городов (Мытищ, Королева и Юбилейного) также не будут пользоваться этим маршрутом. Они едут либо на электричках, либо на автобусах/маршрутках идущих непосредственно от их места жительства.

 

В результате при отправлении автобуса (9:35, будний день, час-пик, Ярославка забита машинами) в салоне находится всего ТРИ человека (это люди, живущие неподалеку от конечной остановки автобуса)!

 

 

Вот видео всего маршрута следования автобуса. Несмотря на ускорение при монтаже, видео получилось продолжительным и представляет интерес в основном как доказательство, что это именно тот маршрут, о котором я веду речь. Для тех, кто не станет его смотреть, отмечу, что автобус, рассчитанный на одновременную перевозку более 80 пассажиров, перевез целых ДЕВЯТЬ человек.

 

Дорога обратно, от Рижского вокзала к МКАДу.

 

Автобус повышенной вместимости перевез еще ВОСЕМЬ человек!

 

Теперь посчитаем расходы на обслуживание этого маршрута (расчеты приблизительные, если есть, что поправить, пишите):

 

20 автобусов на маршруте (данные с сайта мосгортранса), 40 водителей (работа по схеме 2 через 2). Средняя зарплата одного водителя автобуса около 50 тыс. рублей (информация с сайта мосгортранса) + ЕСН (34%) = 75 тыс. рублей в месяц. Итого, в месяц на зарплату уходит 75 000*40= 3 000 000 (три миллиона рублей)

 

24 км весь маршрут туда и обратно. 10 литров дизтоплива (при городском цикле автобус «ест» около 40 литров топлива на 100 км) или 200 рублей (оптовая цена 10 литров дизельного топлива) за рейс. Далее: 12 (маршрутов в час)*200(расход дизтоплива)*15(часов в день)*30 (дней в месяце)=1 080 000 (один миллион восемьдесят тысяч рублей)

 

Получаем, что обслуживание этого маршрута обходится Мосгортрансу более 4 миллионов рублей в месяц. Мы не посчитали ОСАГО, ТО, ремонт, содержание гаража для автобусов, зарплату двух бригад контролеров, диспетчеров маршрутов, бухгалтеров, кадровиков и просто подсобных рабочих. Все желающие могут сами оценить эти затраты.

 

А теперь прикинем выручку Мосгортранса с этого маршрута:

 

Будем считать, что каждый автобус перевозит по 10 пассажиров в одном направлении (это даже немного больше, чем в реальности). Т.е., автобус, двигаясь по всему маршруту, перевезет 20 пассажиров. Выручка с одного маршрута составит не более 20*25(максимальная стоимость проезда на автобусе)=500 рублей выручки.

 

Или 12(маршрутов в час)*500(выручка с одного маршрута)*15(часов в день)*30 (дней)=2 700 000 (два миллиона семьсот тысяч) рублей в месяц.

 

Итак, расходы на обслуживание этого маршрута составляют более ЧЕТЫРЕХ млн. рублей, а максимальная выручка только 2.7 млн. Получается, что ежемесячные убытки от этого маршрута составляют более 1.3 миллиона! На самом деле, никакой дополнительной выручки этот маршрут Мосгортрансу не приносит. Дело в том, что почти все горожане едут на автобусах до ближайшего метро (ВДНХ). А до ВДНХ уже два маршрута наземного общественного транспорта (76 троллейбус и 172 автобус)! То есть, пассажиров для 903 экспресса Мосгортранс забрал сам у себя.

 

 

Вот таким образом Мосгортанс выкинул 116 млн. рублей единовременно и продолжает выкидывать более 4 млн. рублей ежемесячно (более 48 млн. рублей в год).

 

Возможно, загрузка этого маршрута со временем возрастет, но только за счет исчезновения пассажиров из 76 троллейбуса и 172 автобуса. Что сомнительно, так как большинство остановок с потенциальными пассажирами экспресс пролетает мимо (между конечными пунктами маршрута автобус делает всего ТРИ остановки). Еще я не понимаю, зачем нужно существование двух одинаковых маршрутов (172 автобуса и 78 троллейбуса)? Зачем нужно это дублирование? Чтобы на остановку одновременно приходили и автобус и троллейбус?

 

 

P.S. Поймите меня правильно, я не против общественного транспорта. Я против пустых автобусов на мало востребованных маршрутах. Это в то время как на некоторых маршрутах автобусы и троллейбусы ходят битком набитые (например, 851 автобус от м. Речной вокзал до Шереметьево)! Ситуация, когда одни маршруты переполнены, а другие не загружены, только дискредитирует идею общественного транспорта. Уважаемые читатели, поделитесь информацией о переполненных и/или пустых маршрутах наземного общественного транспорта!

 

P.P.S. Скажу несколько слов в защиту 903 маршрута (а то меня любители ОТ заживо съедят). Время, необходимое для обкатки нового маршрута, составляет около полугода. Маршрут только запустили. Поэтому, пока рано делать окончательные выводы. Возможно, в мае 2012 года (через 6 месяцев) автобус будет битком забит автомобилистами, пересевшими со своих авто в ОТ. Вопрос для тех, кто едет в Москву по Ярославке: вы готовы оставить свой автомобиль около МКАДа и двигаться дальше на 903 автобусе? Стоянка там есть, около сотни машиномест. Автобус двигается по выделенной полосе заметно быстрее, чем стоящие в пробке автомобили!

 

P.P.P.S. Мосгортранс запланировал десять таких экспресс-маршрутов. В основном, это маршруты от МКАДа к центру Москвы. О бессмысленности одного такого маршрута (от МКАда до Ленинградского вокзала) я уже писал. Его планировали запустить еще в начале октября, но пока так и не запустили. Похоже, Мосгортранс всерьез взялся выкидывать деньги под видом новых экспресс-маршрутов. Справедливости ради, должен отметить, что уже функционирующий экспресс-маршрут 902 (от Ново-Переделкино до Киевского вокзала) представляется мне удачным, т.к. он начинается не у МКАДа, а у большого жилого района с потенциальными пассажирами.