Профсоюз российского завода Ford во Всеволожске сумел снискать репутацию организации, не стесняющейся и не боящейся требовать от работодателя улучшения условий труда. Волна забастовок, прокатившаяся по заводу в 2007-2008 гг., всех в этом убедила. В ночь на 2 ноября текущего года профсоюз рабочих российского Ford снова планирует забастовку. Поводом для сегодняшней забастовки объявлен отказ руководства завода пересмотреть график работы ночной смены (третьей) и число работающих не в штате, а по контракту, которое превышает предусмотренное по коллективному договору.
Ночная смена на заводе сегодня составляет 10 часов – профсоюз требует ее сократить. Как отметил лидер Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), объединяющего профсоюзы АвтоВАЗа, Ford, «Автофрамоса», «GM-АвтоВАЗа» и Nokian Tyres, Алексей Этманов (во время забастовок на Ford в 2007-2008 гг. был лидером профсоюза всеволожского завода), фактически работники ночной смены проводят на заводе по 11 часов, а руководство утверждает, что рабочая неделя укладывается в положенные законодательством 40 часов. На очередной еженедельной встрече представителей профсоюза Ford и руководства завода предложенный профсоюзом альтернативный график работы был отклонен.
Вторая причина недовольства – процентное количество контрактных рабочих. Количество сотрудников завода, работающих по контракту, а не в штате, составляет 20% – в связи со стартом производства новой модели Focus III, в то время как в коллективном договоре для обычного режима работы прописана планка в 5%. Сборка Focus III началась полгода назад, поэтому рабочие считают себя вправе требовать пересмотреть процент контрактных рабочих, предусмотренный для обычного режима работы. Профсоюз требует перевода основного количества контрактников в штат.
В результате неразрешенных трудовых споров в ночь с 2 на 3 ноября на заводе Ford во Всеволожске планируются две предупредительные забастовки продолжительностью по 1 часу. Как заявили представители профсоюза, сотрудники завода встречались с директором по персоналу и менеджером по производству, писали коллективные обращения и т. д., но работодатель игнорирует предложения рабочих. Поэтому, по заявлению профсоюза, избежать забастовки невозможно, и вина за это лежит исключительно на работодателе.
Напомним, что в августе 2007 года начались протесты профсоюзов, объединенных в Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА), с требованиями повысить заработную плату на заводах. Серьезнее всего за дело взялся профсоюз Ford во главе с Алексеем Этмановым. Осенью 2007 года профсоюз начал проводить забастовки с требованиями повысить заработную плату, увеличить скидку на автомобили для сотрудников завода, пересмотреть график работы и т. д. Многочисленные переговоры с руководством завода ни к чему не приводили. Из-за простоя конвейера в ноябре-декабре 2008 года завод не выпустил около 5000 автомобилей Ford Focus, пользующихся на российском рынке существенным спросом. Позднее, в январе 2008 года, забастовки на всеволожском заводе были признаны Ленинградским областным судом незаконными. Тем не менее в феврале 2008 г. протестные акции продолжались.
Забастовки 2007-2008 гг. на заводе Ford привлекли к себе много общественного внимания. Далеко не все одобрительно относились к инициативе работников Ford, обвиняя их в завышенных требованиях, задержках в поставках автомобилей потребителям из-за остановок конвейера и т. д. В то же время протесты рабочих стали образцом и поводом для солидарности других работников автомобильной промышленности и создали прецеденты в ведении переговоров с руководством автозаводов.
Ночная смена на заводе сегодня составляет 10 часов – профсоюз требует ее сократить. Как отметил лидер Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), объединяющего профсоюзы АвтоВАЗа, Ford, «Автофрамоса», «GM-АвтоВАЗа» и Nokian Tyres, Алексей Этманов (во время забастовок на Ford в 2007-2008 гг. был лидером профсоюза всеволожского завода), фактически работники ночной смены проводят на заводе по 11 часов, а руководство утверждает, что рабочая неделя укладывается в положенные законодательством 40 часов. На очередной еженедельной встрече представителей профсоюза Ford и руководства завода предложенный профсоюзом альтернативный график работы был отклонен.
Вторая причина недовольства – процентное количество контрактных рабочих. Количество сотрудников завода, работающих по контракту, а не в штате, составляет 20% – в связи со стартом производства новой модели Focus III, в то время как в коллективном договоре для обычного режима работы прописана планка в 5%. Сборка Focus III началась полгода назад, поэтому рабочие считают себя вправе требовать пересмотреть процент контрактных рабочих, предусмотренный для обычного режима работы. Профсоюз требует перевода основного количества контрактников в штат.
В результате неразрешенных трудовых споров в ночь с 2 на 3 ноября на заводе Ford во Всеволожске планируются две предупредительные забастовки продолжительностью по 1 часу. Как заявили представители профсоюза, сотрудники завода встречались с директором по персоналу и менеджером по производству, писали коллективные обращения и т. д., но работодатель игнорирует предложения рабочих. Поэтому, по заявлению профсоюза, избежать забастовки невозможно, и вина за это лежит исключительно на работодателе.
Напомним, что в августе 2007 года начались протесты профсоюзов, объединенных в Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА), с требованиями повысить заработную плату на заводах. Серьезнее всего за дело взялся профсоюз Ford во главе с Алексеем Этмановым. Осенью 2007 года профсоюз начал проводить забастовки с требованиями повысить заработную плату, увеличить скидку на автомобили для сотрудников завода, пересмотреть график работы и т. д. Многочисленные переговоры с руководством завода ни к чему не приводили. Из-за простоя конвейера в ноябре-декабре 2008 года завод не выпустил около 5000 автомобилей Ford Focus, пользующихся на российском рынке существенным спросом. Позднее, в январе 2008 года, забастовки на всеволожском заводе были признаны Ленинградским областным судом незаконными. Тем не менее в феврале 2008 г. протестные акции продолжались.
Забастовки 2007-2008 гг. на заводе Ford привлекли к себе много общественного внимания. Далеко не все одобрительно относились к инициативе работников Ford, обвиняя их в завышенных требованиях, задержках в поставках автомобилей потребителям из-за остановок конвейера и т. д. В то же время протесты рабочих стали образцом и поводом для солидарности других работников автомобильной промышленности и создали прецеденты в ведении переговоров с руководством автозаводов.