Saab окончательно стал китайским
Saab окончательно стал китайским
Статьи 31 октября 2011
Статьи 31 октября 2011
Saab окончательно стал китайским
Закончилась старая история Saab и началась новая: многострадальный шведский концерн все-таки останется на плаву, обретя нового хозяина в лице двух китайских компаний. Сто процентов акций Saab будут проданы за сто миллионов евро...
Saab окончательно стал китайским 
Шведский концерн умирал много раз: неоднократно казалось, что дни Saab сочтены и марка прекратит свое существование. Владельцы этого бренда и его поклонники возлагали надежды на Китай – именно компании из Поднебесной вроде бы были готовы стать новыми хозяевами Saab. Но каждый раз что-то не складывалось, и сделка срывалась. В пятницу, 28 октября, в этой длинной, почти бесконечной и весьма печальной истории была поставлена точка. Шведский концерн все-таки станет китайским.

Голландская компания Swedish Automobile N.V. (SWAN), которой принадлежит Saab, распространила пресс-релиз, из которого следует, что в ближайшее время 100% акций когда-то легендарного автопроизводителя будут проданы «на сторону». Пока речь идет о достижении предварительной договоренности, но у голландской и шведской сторон нет сомнений, что дело будет доведено до конца. В качестве покупателей выступают две компании из Китая: Pang Da Automobile Trade Co. и Zhejiang Youngman Lotus Automobile Co.

На данный момент подписан меморандум о взаимопонимании и обозначена стоимость концерна: за 100% акций Saab китайцы заплатят 100 миллионов евро, причем не сразу, а в рассрочку. Сама же сделка состоится после того, как ее одобрят акционеры Saab, регулирующие органы, власти Китая и Швеции.

Любопытно, что ранее от покупки Saab отказался другой китайский автопроизводитель – Geely. «У нас нет абсолютно никакого интереса в Saab», – заявил председатель совета директоров компании Ли Шу Фу, отметив, что для полной реструктуризации шведского концерна и создания конкурентоспособного бренда потребовалось бы около 1,7 миллиарда долларов.

В тот же день стало известно, что SWAN разорвала договор о сотрудничестве с Youngman и Pang Da. Как сообщалось в официальном заявлении компании, причиной разрыва стало нарушение условий предварительного соглашения китайской стороной. Компании из КНР заявили о намерении приобрести 100% акций Saab, в то время как раньше речь на переговорах шла лишь о 54-процентном пакете. «Эти условия неприемлемы для Swedish Automobile», – подчеркнули в пресс-службе, добавив, что переговоры продолжаются. К чему они привели, видно из вышесказанного: шведам и голландцам пришлось поднять белый флаг.

Напомним хронологию событий. В апреле 2011 года на заводе Saab в шведском городе Тролльхэттан было остановлено производство: поставщики отказались от дальнейшего сотрудничества с концерном из-за его колоссальных долгов перед ними. Летом была прекращена выплата зарплат работникам завода. Затем стало известно, что часть акций должны были купить китайские Hawtai и Pang Da – однако правительство КНР наложило вето на обе сделки. После чего Saab объявил о банкротстве и добровольной реструктуризации, при помощи апелляционного суда Швеции получив защиту от кредиторов. А чистый убыток SWAN только за первые шесть месяцев текущего года составил 224 миллиона евро.

Все шло к тому, что славная марка станет достоянием истории. Но, исходя из последних новостей, у этой истории будет счастливый конец. В конце концов, Volvo не перестала быть Volvo, фактически став китайским брендом, не потеряли свое лицо и Land Rover на пару с Jaguar, перейдя под контроль индийской компании.

Александр Кузьмин
Комментарии