branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Европейский автопром не заметит нового кризиса

Эксперты считают, что автомобильные компании Старого Света гораздо лучше готовы к рецессии, чем три года назад, и повторения катастрофы 2008-го можно не опасаться...
Европейский автопром не заметит нового кризиса
Европейский автопром не заметит нового кризиса
Надвигающаяся рецессия не станет катастрофой для европейских автопроизводителей. С таким прогнозом выступило рейтинговое агентство Fitch Ratings. В заявлении, сделанном директором европейского корпоративного подразделения Fitch Эммануэлем Булле, в частности, говорится: «В отличие от второй половины 2008 года, сейчас автопроизводители более ясно видят первые признаки кризиса и могут заранее подготовиться к потенциальному снижению продаж».

По мнению Э. Булле, компании сделали вывод из уроков 2008 года, когда перепроизводство привело к стремительному обескровливанию оборотного капитала и острой нехватке ликвидности. Пережившие кризис производители радикально перестроили свою структуру: производство стало более гибким, быстро откликающимся на требования рынка, увеличены запасы наличных средств.

«Использование оборотного капитала стало более эффективным, – комментирует принятые меры аналитик агентства. – Некоторые промышленные группы уже начали загодя снижать или останавливать производство, чтобы избежать затоваривания. Поэтому резкий обвал производства, сопровождающийся убытками из-за роста накладных расходов на фоне фиксированных цен, в настоящее время маловероятен».

По данным Fitch, последние два года автомобильные компании активно занимались снижением затрат, реформированием и сокращением производства в Европе, а также оптимизацией кадровой ситуации. В настоящее время 10-15% персонала европейских автопроизводителей составляют временные рабочие и служащие, которые могут быть уволены при первой необходимости: при этом их контракты составлены таким образом, что социальные обязанности работодателя (дорогостоящие выходные или пенсионные пособия, программы дальнейшего трудоустройства) сведены к минимуму.

При этом масштаб сокращений варьируется от компании к компании. Самым радикальным из европейских производителей сейчас выступает Peugeot Citroen, который намерен закрыть целый завод, расположенный в местечке Ольне-сю-Буа под Парижем и выпускающий порядка 200 000 Citroen C3 в год. После этого на улице окажутся 3600 рабочих, но CEO компании Филипп Варен уверен, что снижение затрат невозможно без сокращения рабочих мест. Более мягко оперируют кадровыми вопросами в Ford Europe. Концерн сокращает производство на своем заводе в Саарлуисе (Германия) из-за падения спроса на Focus и Kuga, в основном в странах Южной Европы. В августе рабочие были отправлены в двухдневный отпуск, а до конца года конвейер планируется останавливать еще семь раз.

Помимо управления персоналом и объемом производства, важнейшим инструментом для снижения зависимости от европейских продаж стала диверсификация рынков. В посткризисный период крупнейшие автоконцерны Старого Света начали активное освоение новых рынков, одним из ярчайших примеров которого стала экспансия Fiat в США. В результате альянс Fiat-Chrysler получил активную подпитку с новых площадок сбыта и сейчас является одним из самых благополучных в Европе: по данным аналитиков, в настоящий момент ликвидность Fiat в три раза превышает показатели июня 2008 года, в то время как у конкурентов запасы наличности и ее эквивалентов лишь на 50-70% выше докризисных.