Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Европейский автопром не заметит нового кризиса

Эксперты считают, что автомобильные компании Старого Света гораздо лучше готовы к рецессии, чем три года назад, и повторения катастрофы 2008-го можно не опасаться...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Европейский автопром не заметит нового кризиса
Европейский автопром не заметит нового кризиса 
Надвигающаяся рецессия не станет катастрофой для европейских автопроизводителей. С таким прогнозом выступило рейтинговое агентство Fitch Ratings. В заявлении, сделанном директором европейского корпоративного подразделения Fitch Эммануэлем Булле, в частности, говорится: «В отличие от второй половины 2008 года, сейчас автопроизводители более ясно видят первые признаки кризиса и могут заранее подготовиться к потенциальному снижению продаж».

По мнению Э. Булле, компании сделали вывод из уроков 2008 года, когда перепроизводство привело к стремительному обескровливанию оборотного капитала и острой нехватке ликвидности. Пережившие кризис производители радикально перестроили свою структуру: производство стало более гибким, быстро откликающимся на требования рынка, увеличены запасы наличных средств.

«Использование оборотного капитала стало более эффективным, – комментирует принятые меры аналитик агентства. – Некоторые промышленные группы уже начали загодя снижать или останавливать производство, чтобы избежать затоваривания. Поэтому резкий обвал производства, сопровождающийся убытками из-за роста накладных расходов на фоне фиксированных цен, в настоящее время маловероятен».

По данным Fitch, последние два года автомобильные компании активно занимались снижением затрат, реформированием и сокращением производства в Европе, а также оптимизацией кадровой ситуации. В настоящее время 10-15% персонала европейских автопроизводителей составляют временные рабочие и служащие, которые могут быть уволены при первой необходимости: при этом их контракты составлены таким образом, что социальные обязанности работодателя (дорогостоящие выходные или пенсионные пособия, программы дальнейшего трудоустройства) сведены к минимуму.

При этом масштаб сокращений варьируется от компании к компании. Самым радикальным из европейских производителей сейчас выступает Peugeot Citroen, который намерен закрыть целый завод, расположенный в местечке Ольне-сю-Буа под Парижем и выпускающий порядка 200 000 Citroen C3 в год. После этого на улице окажутся 3600 рабочих, но CEO компании Филипп Варен уверен, что снижение затрат невозможно без сокращения рабочих мест. Более мягко оперируют кадровыми вопросами в Ford Europe. Концерн сокращает производство на своем заводе в Саарлуисе (Германия) из-за падения спроса на Focus и Kuga, в основном в странах Южной Европы. В августе рабочие были отправлены в двухдневный отпуск, а до конца года конвейер планируется останавливать еще семь раз.

Помимо управления персоналом и объемом производства, важнейшим инструментом для снижения зависимости от европейских продаж стала диверсификация рынков. В посткризисный период крупнейшие автоконцерны Старого Света начали активное освоение новых рынков, одним из ярчайших примеров которого стала экспансия Fiat в США. В результате альянс Fiat-Chrysler получил активную подпитку с новых площадок сбыта и сейчас является одним из самых благополучных в Европе: по данным аналитиков, в настоящий момент ликвидность Fiat в три раза превышает показатели июня 2008 года, в то время как у конкурентов запасы наличности и ее эквивалентов лишь на 50-70% выше докризисных.