Autonews
Статьи

Вступлению России в ВТО мешают «Жигули» и Путин

Европейские эксперты уверены, что беспрецедентная поддержка отечественного автопрома – единственное, что сдерживает нашу страну от принятия во Всемирную торговую организацию. Однако Россия все равно станет ее частью до президентских выборов...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Вступлению России в ВТО мешают «Жигули» и Путин
Вступлению России в ВТО мешают «Жигули» и Путин 
Переговоры о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию тянутся уже 18 лет. Срок немалый, однако стороны до сих пор так и не смогли прийти к устраивающему всех компромиссу. И главную роль здесь играет наш многострадальный автопром. Именно он является камнем преткновения: Евросоюз настаивает на том, что беспрецедентно мощная его поддержка должна быть ослаблена согласно правилам, установленным в рамках ВТО, но российские власти пойти на это не готовы, справедливо полагая, что, во-первых, продукция отечественных заводов в условиях здоровой конкуренции окажется невостребованной и, во-вторых, жесткие условия промсборки в угоду западным производителям менять нельзя. Тем не менее эксперты уверены, что Россия станет частью ВТО еще до выборов 2012 года: Путин-президент, весьма скептически относящийся к членству страны в этой организации, пугает европейцев куда больше, чем лоббирование интересов российских автозаводов, которое останется неизменным даже после вступления в ВТО.

Позиция России вполне объяснима, считает Фредрик Эриксон, руководитель Европейского центра международного политической экономики: «У них только один, но сильный аргумент: если Россия перестанет оказывать поддержку индустриальному сектору, это произведет катастрофический эффект – многие компании-производители просто не смогут выжить в новых для себя условиях».

Оказывать давление на российские власти в этом вопросе не имеет никакого смысла, во всяком случае, на данном этапе, уверен Адриан ван ден Ховен, глава международного отдела BusinessEurope, крупнейшей в Европе рекрутинговой компании: «Пока Россия не вступила в ВТО, Европа ничего не может сделать с явно протекционистскими мерами, которые предпринимаются российскими властями по защите собственных производств. И если против России будут применены какие-либо санкции, она найдет чем ответить – этого до сих пор боятся во многих европейских странах». Договориться с нами непросто, считают в ЕС. «Не проще чем с китайцами», как ранее отмечал торговый комиссар Евросоюза Карел де Гут. А чем меньше требований придется соблюсти России в ходе получения членства в ВТО, тем больше возникает риск, что наша страна станет одним из крупнейших импортеров, готовых на равных конкурировать со всей Европой.

Однако эксперты готовы закрыть глаза практически на все: главное, чтобы Россия стала частью Всемирной торговой организации до марта 2012 года, когда президентом страны, скорее всего, будет избран Владимир Путин, который, по мнению европейских экономистов, не является сторонником присоединения к ВТО. Между тем, как заявила ранее российская сторона, одобрение Евросоюза – единственное, что отделяет Россию от вступления в эту организацию. В этом заинтересовано руководство Всемирного банка, администрация Соединенных Штатов, а также страны – члены «Большой восьмерки» и «Группы двадцати».

Владимир Путин, по мнению европейских экономистов, не является сторонником присоединения к ВТО



Сотрудничая в рамках ВТО, с Россией будет проще договориться: а договариваться есть о чем, если учесть, насколько вкусным куском пирога считается авторынок нашей страны – по прогнозам аналитиков, к 2020 году он вырастет вдвое, до показателя, равного 4,1 миллиона автомобилей, и таким образом станет крупнейшим рынком в Европе, опередив Германию. Концерны General Motors, Fiat, Ford, Renault и Volkswagen планируют инвестировать в Россию 5 миллиардов долларов, надеясь в обмен на это получить серьезные преференции – в первую очередь возможность работать на старых условиях промсборки и отмену постановления правительства за номером 166. Напомним, оно было принято в декабре 2010 года, существенно ужесточив требования к предприятиям, ведущим промсборку в России: уровень локализации в 60%, инвестиции не менее 500 миллионов долларов и производство как минимум 300 тысяч автомобилей в год.

Ранее о том, что Россия должна смягчить правила ввоза автомобильных комплектующих, представителю президента США на международных торговых переговорах Рону Кирку заявила сенатор-демократ Дебби Стэбиноу. «Российские власти требуют, чтобы иностранные автопроизводители создавали определенное число машин в РФ каждый год. Только в этом случае автокомпании смогут избежать высоких пошлин на ввоз запчастей в Россию. Эта несправедливая практика ведет к уменьшению импорта машин из США в Россию, так как открыто ставит их в невыгодное положение», – отметила Стэбиноу.

По мнению сенатора, если бы Россия была членом Всемирной торговой организации, такого рода правила были бы незаконны. Поэтому, по словам политика, на переговорах по вступлению России в эту организацию необходимо потребовать отмены подобных правил.

Александр Кузьмин