branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Экспедиция на Урал: в поисках геоглифа

Что такое геоглиф, как его найти на Урале с помощью спецоборудования и как до него доехать на УАЗ Patriot, рассказывает блогер AutoNews.ru Татьяна Соловьева...

 


 


 


Геоглиф – нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Существуют два способа создания геоглифов – путём снятия верхнего слоя почвы по периметру узора либо, наоборот, насыпания щебня там, где должна пройти линия узора. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха (наиболее известный пример – геоглифы Наски).




Посмотреть геоглиф на google-карте


Проснувшись в полшестого, начали собираться в дорогу. Поездка предполагалась однодневной, поэтому со сборами особо не тянули – быстренько покидали одежку-фото-видео-рации и прочие нужные и не очень вещи.


Встречу с участниками экспедиции назначили на 7:00 на посту ГИБДД на Северозападе. Утро было туманное, прохладное, солнышка не предвиделось.



И наконец в 7:15 двумя машинами мы стартовали в сторону озера Зюраткуль. Дорожная революция достала нас и здесь. На смотровой площадке на Уреньге смотреть было просто нечего – мало того, что туман закрыл Златоуст, так еще и деревья разрослись.



Без приключений доехали до Сатки. Первым пунктом нашего плана был Карагайский карьер. Здесь добывают магнезит.


Карагайский карьер начал отрабатываться в 1900 году. За это время из контура карьера было добыто 118,4 млн.тонн магнезита, переработано 188,1 куб.м вскрыши. Осталось в контурах карьера магнезита 5,38 млн.тонн, вскрыши 2,183 куб.м. Длина карьера 1500 м, ширина 1100 м, глубина 368 м, площадь 140 Га, площадь отвалов 277Га.


Сначала подъехали к заводоуправлению – там проезд закрыт. Попробовали поймать аборигена – аборигенов вблизи не нашлось. Развернулись и почти было решили ехать на Зюраткуль, но увидели поворот как раз в сторону карьера.... Пара минут – и мы у цели.


На редкость красивый карьер. Серо-стальной цвет присутствует везде, на его фоне яркие экскаваторы и карьерные самосвалы выглядят игрушками (МАЗ-самосвал, например, может перевозить 32 тонны, в ковш экскаватора помещается до 50 кубометров породы) . Дорога для карьерных самосвалов серая, камни серые, автодром около карьера серый... В городе увидели старое здание, построенное из камня – тоже серое... Верх отвалов карьера терялся в тумане. Надо вернуться сюда при ярком солнце – тогда порода карьера отливает синевой...




Рядом с заводским прудом расположен чугунно-литейный завод, через дорогу от него – церковь. Говорят, что раньше в городе не должно было быть здания выше, чем церковь. Видимо, к Уралу это не относится – завод возвышается над церковью. Около проходной чугунолитейного завода – старинная пушка.



Даже вода в пруду со стальным отливом. Из воды поднимается сказочный замок. Света не хватало, над прудом местами стелился туман.



Старый и новый пешеходные мостики.



Возвращаемся обратно на трассу и поворачиваем на Зюраткуль. Дорога на Зюраткуль серпантином вьется между горками и около поселка Магнитский преобразовывается в грейдер. Какие-то неоконченные срубы около дороги... Интересно, а где они для своих построек лес берут? Вроде это национальный парк... В Магнитском дорога перекрыта шлагбаумом, надпись на избушке гласит: Контрольно-информационный пункт «Магнитский», здесь взимают плату за проезд в национальный парк (по 40 руб с человека и сколько-то, не помню, с машины (с нашего УАЗика взяли как с человека)). А по закону о национальных парках вход на их территорию должен быть бесплатным вообще-то...



Грейдер вывел нас к форелевому хозяйству и началу экологической тропы. Машины здесь ставят вдоль обочины – больше просто негде.


В водоемах форелевого хозяйства на Зюраткуле плавают солидных размеров рыбы. Я думала, что форель водится в холодной чистой проточной воде. Видимо местная форель об этом не знает и водится в той воде, какую налили. Полюбовались на крупных рыб, плавающих в садках кругами. Удивительно, неужели они всю свою жизнь плавают в таком маленьком пространстве и вырастают такими большими. При желании здесь можно купить либо живую форель, либо жареную.



У начала тропы мы долго не задержались. В программе был быстрый перекус и поездка на Китову пристань. Моросил мелкий дождь. Мы подъехали к краю деревни Зюраткуль, остановились, немного перекусили и двинулись на Китову пристань. Дождь тем временем перестал.


Немного поплутав, то есть вляпавшись в изрядные колдобины и лужи, обнаружили нужную дорогу и довольно быстро доехали до места. Надо было смотреть на спутниковые снимки – там нужная дорога видна очень хорошо. Но это стало понятно позже.


На Китову пристань ведет узкая асфальтированная дорога. За проезд на стоянку (кстати, весьма тесную) местные деятели хотят 50 руб. Решили сэкономить и втиснулись между стволов сосен. Впритык, но хоть не на дороге. Вообще, найти места для стоянки можно, свертков с дороги достаточно много...



Увиденное на пристани поражает цельностью и оригинальностью экспозиции. Видно, что делали с умом и любовью. Это целый сказочный мир, где у каждого персонажа есть свое место и даже домик. Гномы, Кащей, Баба Яга, стражники, Дон Кихот с мельницей и Санчо Пансой... Просто здорово!!!


Последующие доработки тоже отличаются, но уже бестолковостью. Например пушки установлены на деревянные колоды – это очень оригинальный способ установки и крепления пушек.



Китова пристань – еще фотографии.


Насмотревшись на все это деревянное, костяное и кожаное великолепие, мы вернулись к началу пешеходной тропы на хребет Зюраткуль.


Тропу почему-то называют "экологической", она выложена доской из хвойных пород деревьев. Строители тропы настелили пол длиной в 3 км и шириной около 1,2 метра. Получается 3600 квадратных метров настила, при толщине доски 40 мм это будет 144 кубометра древесины, не считая лаг и обрези.


Да уж, экологии в этой тропе много, а если еще подсчитать, сколько потрачено гвоздей, которые со временем превратятся в ржавчину и растворятся в почве... Гораздо экологичнее было бы настелить дорогу местным камнем, тропа получилась бы гораздо долговечнее.


Рядом с тропой видны следы дороги – что-то очень напоминающее лесовозную колею... Понятно, не на себе же доски таскали строители этого шедевра деревянного зодчества. Надо признать, что три километра без тропы были бы не самой приятной прогулкой – мокрые камни, болотца, завалы из упавших стволов...


Идти в гору по тропе легко, небольшой уклон не замечаешь. Топаем по тропе. Не прошло и часа, как мы пришли к концу деревянной дороги. Встречаем людей, которые возвращаются с хребта. Один мальчик нас предупредил «Не ходите на гору, иначе будет как мне теперь» – ему наверно тяжело пришлось в дороге. Тогда мы еще не знали, что под гору по мокрым доскам идти – отдельное удовольствие. Это мы прочувствовали на себе на обратном пути.



И вот мы на месте. Перед нами – курумник хребта Зюраткуль.


Нашей целью был не хребет, а нечто более интересное – это геоглиф «Лось». Геоглиф – огромный рисунок на поляне перед хребтом, который видно из космоса или с самолета. В нашем случае его также видно с вершины соседней горы.


Но этот рисунок, в отличие от других геоглифов, не заметен для обычных людей. Он укрыт наносами за многие тысячи лет, прошедшие с момента его создания. Однако в определенные периоды его можно видеть. Благодаря этой особенности он и был обнаружен на спутниковых снимках google краеведом Александром Шестаковым. В 1998 году Александр участвовал в строительстве тропы, и его заинтересовала необычная трава на поляне около хребта Зюраткуль. Позднее, просматривая спутниковые снимки на сайте google, он и обнаружил геоглиф.


На фотографии – подготовка к поиску геоглифа на местности.



В невидимости геоглифа мы убедились на собственном примере. Для ориентации в пространстве мы взяли с собой ноутбук со специальным программным обеспечением и GPS датчиком.



Вот мы вроде на месте – а не видно ничего, трава чуть не по пояс. Потоптавшись по лосиной ноге и не заметив ничего особенного кроме одинокого валуна, который я радостно сфотографировала и долго бегала вокруг в поисках ему подобных – почему-то мне казалось, что геоглиф выложен камнями на поверхности. За кустами неподалеку кто-то веселился. Ну и пусть веселятся, у них свои дела, а мы лося ищем... Ну нет никакого лося, хоть тресни!



Оказалось, что мы и были поводом для веселья. Археологи веселились вовсю, глядя на наше шастанье по поляне!


Мы познакомились с археологами Николаем Михайловичем Меньшениным и Григорьевым Станиславом Аркадиевичем, проводящими изыскания на геоглифе. Археологи вскрыли небольшой участок каменной кладки и расчищали камни для последующей съемки. Для тяжелой работы, по старой традиции, археологи пригласили журналиста – частого участника их экспедиций. Он проводил зачистку камней специальными кистью и совочком, но в основном приходилось работать лопатой. Археологи собирались зафиксировать начальное расположение камней и потом, постепенно разбирая кладку, фиксировать ее послойно до слоя глины, на котором расположена кладка (если подтвердится предположение, что под слоем камней глина). Рабочая гипотеза заключается в том, что строители геоглифа выкладывали камни по глиняному основанию и, возможно, иногда использовали уже имевшиеся россыпи камней, убирая или добавляя камни для образования необходимого рисунка.



Довольные произведенными наблюдениями, новыми знакомыми и прогулкой по свежему воздуху мы отправились обратно к машинам. Мокрые доски предательски скользили под ногами, но мы добрались до грейдера без приключений. Да, по мокрым доскам под уклон – это просто аттракцион какой-то! Не хватало санок или лыж! По дороге фотографировали все подряд – деревья, камни, мох, хвощи, папоротники...



Полные впечатлений, мы отправились домой смотреть фотографии и составлять отчет о поездке.