В России кончились деньги на строительство дорог
В России кончились деньги на строительство дорог
Статьи 21 сентября 2011
Статьи 21 сентября 2011
В России кончились деньги на строительство дорог
Министр транспорта Игорь Левитин считает, что 1/5 части ВВП, которую Россия выделяет на строительство и ремонт автомобильных дорог, недостаточно, и просит увеличить финансирование. Между тем проверки выявили в «Автодоре» растраты и бездействие...
В России кончились деньги на строительство дорог 
Одной из главных проблем дорожной отрасли России является недостаточное финансирование. Об этом, выступая 20 сентября на правительственном часе в Государственной думе, заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин. «Транспортная отрасль – она недофинансирована на сегодня. Идет большое недофинансирование с прошлых лет», – так обрисовал глава Минтранса основные препятствия, стоящие перед ведомством. При этом И. Левитин подчеркнул, что даже при наличии необходимых средств быстрого улучшения в этой сфере ждать не приходится. «Чтобы выйти на нормативы, нам необходимо еще время по автомобильным дорогам до 2018 года», – пояснил он. Министр также выразил искреннее разочарование тем, что нужды дорожной отрасли недостаточно учитываются при формировании бюджета Российской Федерации. «Мне больно и обидно за то что у нас недофинансирована транспортная отрасль... Нам нужна поддержка», – заключил министр транспорта.

Между тем необходимо отметить, что в последние годы дорожный бюджет России неуклонно растет. Так, если в 2011 году на строительство, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог из федерального бюджета выделили 309 млрд руб., то в 2012 г. – уже 364 млрд руб. А с 2012 по 2020 год из бюджетов всех уровней на эти цели планируется потратить фантастические 8,3 трлн рублей. Чтобы представить себе масштаб, напомним, что весь валовой внутренний продукт России за 2010 год составил 44,5 трлн руб., то есть за ближайшее десятилетие в дороги будет вложена 1/5 часть годового ВВП нашей страны.

Правда, Россия – страна не только неисчерпаемых бюджетных резервов, но и непочатого края работ. Как рассказал несколько дней назад на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2011» тот же Игорь Левитин, по самым общим оценкам, в нашей стране не хватает от 500 тыс. до 1 млн км дорог. По сравнению с такими масштабами реальные планы Минтранса выглядят более чем скромно: например, в 2011 году планируется ввести в строй всего 208 км новых федеральных дорог и 6 тыс. 300 м искусственных сооружений, прежде всего мостов и тоннелей. Нетрудно подсчитать, что такими темпами Россия получит полмиллиона километров новых дорог более чем через 1700 лет.

Существенно ускорить решение проблемных ситуаций с дорогами регионального и муниципального уровня могли бы дорожные фонды. Эти новые подразделы областных бюджетов питаются за счет транспортного налога (по новым законам его ставка определяется губернатором, а сборы целиком остаются в регионе), а также 70% от бензинового акциза, собранного на территории субъекта Федерации. Изначально предполагалось, что за счет дорожных фондов регионы смогут оперативно реагировать на необходимость строительства и починки дорог, не дожидаясь одобрения и финансирования из федерального центра. Однако на практике выяснилось, что к настоящему моменту дорожные фонды сформировали только 12 регионов. Более того, губернаторы настойчиво просят, чтобы им разрешили тратить деньги из фондов на другие нужды – например на меры социальной поддержки. В связи с этим премьер-министр РФ Владимир Путин даже был вынужден выступить со специальным разъяснением. «Так не договаривались, и я обращаюсь сейчас к своим коллегам – руководителям регионов РФ: деньги из дорожного фонда должны быть направлены на дорожное строительство», – сказал он.

Впрочем, надо отметить, что и в федеральном центре с расходованием «дорожных денег» дела обстоят не слишком гладко. Так, Счетная палата РФ проверила деятельность «Автодора» и обнаружила, что госкомпания не выполнила программу деятельности и финансовый план за 2010 г. в полном объеме. В частности, график ввода в эксплуатацию вновь построенных и капитально отремонтированных дорог был сорван, не были утверждены вовремя методики расчета тарифов на проезд по платным дорогам, а финансовый аудит выявил, что более 50% бюджета «Автодора» на 2011-2015 гг., составляющего 2,2 трлн рублей, чиновники планируют потратить на создание и функционирование структурных подразделений самой госкомпании. Итоги проверки были направлены в правительство РФ, Федеральное казначейство, Росимущество, Минтранс, палаты Федерального собрания РФ, но пока какой-либо реакции не последовало.
Комментарии