С 1 января будущего года заключить договор обязательного страхования автотранспортного средства можно будет только после прохождения технического осмотра. Такая норма содержится в постановлении правительства РФ, проект которого был опубликован 23 августа на сайте Министерства финансов. Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, соответствующие изменения будут внесены в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
На практике это означает два важных момента. Во-первых, новый автомобиль необходимо будет сначала провести через процедуру ТО, и лишь затем отправляться к страховщику. Во-вторых, владельцам подержанного транспортного средства необходимо будет завести отдельный календарик, в котором будут указаны сроки прохождения очередного ТО и действия договора страхования ОСАГО. Если вы намерены продлить или перезаключить договор на год, а срок действия талона техосмотра истекает через полгода или меньше, никто документы у вас не примет: придется отправляться на новый ТО досрочно.
У этих строгостей есть логичное с точки зрения закона объяснение: тем же постановлением фирмы, проводящие ТО (напомним, со следующего года начинается передача этой процедуры от ГИБДД к частникам), объявляются материально ответственными за любую аварию, которая произойдет по их вине. То есть если в автомобиле во время ТО не заметили (или предпочли не заметить) серьезный дефект, приведший впоследствии к ДТП, и причинно-следственная связь будет доказана экспертизой, компания – оператор пункта техобслуживания выплатит страховщику столько же, сколько страховщик заплатил участнику ДТП или его наследникам, с прибавлением некоторой суммы «за хлопоты». Предполагается, что перед лицом такой ответственности сервисные центры будут гораздо строже проверять автомобили и не поддаваться на искушение в виде небольшого вознаграждения от их владельцев. В результате «ведер с болтами» на дорогах должно стать гораздо меньше.
Однако новый законопроект обещает автовладельцам не только строгости. Есть в нем место и признакам прогресса: так, с 1 января все документы, требуемые для страхования, можно будет предъявлять в электронном виде. Правда, пока не конкретизируется, как именно такие файлы будут защищать от подделки, но при повторном заключении договора ОСАГО страховщик уже не будет иметь права требовать бумажные оригиналы, если у него не возникнет серьезных подозрений в мошенничестве.
Цифровой вид обретет и диагностическая карта автомобиля (мы уже писали об этом на днях). Вместе со всеми остальными документами она будет включена в единую общероссийскую автоматизированную информационную систему (АИС), а точнее – даже в две: одну по техосмотру, а вторую – по обязательному страхованию. Эти базы данных будут в постоянном режиме пополняться всеми страховыми компаниями и операторами ТО России, и сведения из них помогут при необходимости составить полную историю автомобиля. За игнорирование работы с АИС даже предусмотрены штрафные санкции. Впрочем, до ее разворачивания в полном объеме пройдет еще немало времени: осознавая, видимо, масштабность и сложность проекта, авторы постановления сдвинули срок исполнения пунктов, касающихся АИС, на 2013 год.
Добавим, что проект постановления правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подготовлен в целях реализации Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как и предыдущие законодательные акты (например, регламентирующие предельную продолжительность ТО), он призван расшифровать и приблизить к жизни закон о кардинальной реформе системы техосмотра, разработанный и принятый в большой спешке весной этого года.
На практике это означает два важных момента. Во-первых, новый автомобиль необходимо будет сначала провести через процедуру ТО, и лишь затем отправляться к страховщику. Во-вторых, владельцам подержанного транспортного средства необходимо будет завести отдельный календарик, в котором будут указаны сроки прохождения очередного ТО и действия договора страхования ОСАГО. Если вы намерены продлить или перезаключить договор на год, а срок действия талона техосмотра истекает через полгода или меньше, никто документы у вас не примет: придется отправляться на новый ТО досрочно.
У этих строгостей есть логичное с точки зрения закона объяснение: тем же постановлением фирмы, проводящие ТО (напомним, со следующего года начинается передача этой процедуры от ГИБДД к частникам), объявляются материально ответственными за любую аварию, которая произойдет по их вине. То есть если в автомобиле во время ТО не заметили (или предпочли не заметить) серьезный дефект, приведший впоследствии к ДТП, и причинно-следственная связь будет доказана экспертизой, компания – оператор пункта техобслуживания выплатит страховщику столько же, сколько страховщик заплатил участнику ДТП или его наследникам, с прибавлением некоторой суммы «за хлопоты». Предполагается, что перед лицом такой ответственности сервисные центры будут гораздо строже проверять автомобили и не поддаваться на искушение в виде небольшого вознаграждения от их владельцев. В результате «ведер с болтами» на дорогах должно стать гораздо меньше.
Фирмы, проводящие ТО, объявляются материально ответственнымиза любую аварию, которая произойдет по их вине
Однако новый законопроект обещает автовладельцам не только строгости. Есть в нем место и признакам прогресса: так, с 1 января все документы, требуемые для страхования, можно будет предъявлять в электронном виде. Правда, пока не конкретизируется, как именно такие файлы будут защищать от подделки, но при повторном заключении договора ОСАГО страховщик уже не будет иметь права требовать бумажные оригиналы, если у него не возникнет серьезных подозрений в мошенничестве.
Цифровой вид обретет и диагностическая карта автомобиля (мы уже писали об этом на днях). Вместе со всеми остальными документами она будет включена в единую общероссийскую автоматизированную информационную систему (АИС), а точнее – даже в две: одну по техосмотру, а вторую – по обязательному страхованию. Эти базы данных будут в постоянном режиме пополняться всеми страховыми компаниями и операторами ТО России, и сведения из них помогут при необходимости составить полную историю автомобиля. За игнорирование работы с АИС даже предусмотрены штрафные санкции. Впрочем, до ее разворачивания в полном объеме пройдет еще немало времени: осознавая, видимо, масштабность и сложность проекта, авторы постановления сдвинули срок исполнения пунктов, касающихся АИС, на 2013 год.
Добавим, что проект постановления правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подготовлен в целях реализации Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как и предыдущие законодательные акты (например, регламентирующие предельную продолжительность ТО), он призван расшифровать и приблизить к жизни закон о кардинальной реформе системы техосмотра, разработанный и принятый в большой спешке весной этого года.