Autonews
Статьи

Нефтяники грозятся нехваткой бензина

Драконовские меры правительства России по снижению цен на автомобильное топливо могут привести к его дефициту. Среди нефтяных компаний и экспертов нет единого мнения о способах выхода из очередного витка бензинового кризиса...
Нефтяники грозятся нехваткой бензина
Нефтяники грозятся нехваткой бензина
На топливном рынке России сложилась патовая ситуация: на каждый шаг правительства нефтеперерабатывающие компании делают свой контрвыпад, сводящий на нет весь эффект от действий властей. Компания «Роснефть», один из крупнейших отраслевых игроков в РФ, направила в ФАС письмо, в котором просчитывает последствия от принудительного снижения цен на бензин. В документе, копия которого оказалась в распоряжении газеты «РБК daily», компания указывает, что уменьшение оптовых цен на нефтепродукты «может привести к ажиотажному спросу, раскачиванию рынка закупок и, с большой вероятностью, исчезновению бензина с рынка».

В «Роснефти» полагают, что подобный сценарий готовы реализовать независимые продавцы бензина, на которых приходится порядка 60% рынка нефтепродуктов России. «В случае снижения цен они могут начать скупать имеющиеся объемы и продавать их за рубеж», – рассказал изданию источник в компании, оговорившись, что такой вариант возможен лишь в случае отмены или снижения заградительных пошлин на экспорт продуктов нефтепереработки. А это может случиться уже совсем скоро: согласно распоряжению правительства от 24 июня с. г., пошлина в размере 400,5 долл. за тонну бензина действует лишь до 1 августа. Будут ли ее продлевать, пока не известно.

Между тем, если пошлину не отменят и экспорт останется невыгодным, Россию ждет новый виток роста цен на бензин (тем более что август-сентябрь, на которые приходятся основные уборочные работы, традиционно сопровождаются подорожанием ГСМ). Нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие ВИНК (вертикально интегрированным нефтяным компаниям), по-прежнему будут продавать львиную долю бензина и дизтоплива «своим» АЗС, а на свободный рынок будут поступать лишь остатки, цена которых в условиях биржевой торговли будет стремительно расти. Увеличить же объем производства российские НПЗ не могут из-за обязательств по модернизации: переход на экологический стандарт Евро-3, хоть и анонсированный несколько лет назад, тем не менее стал для нефтяников камнем преткновения. Древние заводы, многие из которых (особенно в Самарском регионе) были построены еще в военные годы, требуют чересчур огромных вложений в переоборудование под новые требования к продуктам переработки.

В этих обстоятельствах «Роснефть» видит единственный путь одновременного спасения от дефицита и роста цен в возвращении на предыдущую ступень экологических стандартов – к норме Евро-2. Неэкологичного бензина можно производить много и по доступным ценам, так что его хватит всем: и ВИНК, и независимым трейдерам. Но о невозможности такого сценария жестко заявил в начале июля глава правительства РФ Владимир Путин, выступая в Киришах на заседании, посвященном проблемам нефтеперерабатывающей промышленности. В своей речи премьер пообещал большие проблемы тем компаниям, которые будут и дальше тянуть с введением новых нормативов. «Мы пойдем навстречу только тем компаниям, которые подпишут соглашения, в том числе по порядку и срокам введения новых техрегламентов на нефтепродукты. Однако в случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли», – пригрозил В. Путин. Карательные меры в отношении нефтяников применялись уже не раз: по обвинению в манипулировании ценами на рынке нефтепродуктов в 2008-2009 гг. ФАС штрафовала ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-BP и ту же «Роснефть» на миллиарды рублей.

Сейчас розничные цены на бензин в ожидании осени немного замедлили рост, остановившись на отметке в 25,47 рубля за литр условного топлива. Однако в условиях тотального взаимонепонимания между властями и нефтяными гигантами и отсутствия общей стратегии по выходу из кризиса совершенно ясно, что новый скачок цен не за горами. Скорее всего, автомобилисты России почувствуют очередной удар по карману уже в августе, когда начнется уборочная кампания.

Вера Данилина