Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Нефтяники грозятся нехваткой бензина

Драконовские меры правительства России по снижению цен на автомобильное топливо могут привести к его дефициту. Среди нефтяных компаний и экспертов нет единого мнения о способах выхода из очередного витка бензинового кризиса...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Нефтяники грозятся нехваткой бензина
Нефтяники грозятся нехваткой бензина 
На топливном рынке России сложилась патовая ситуация: на каждый шаг правительства нефтеперерабатывающие компании делают свой контрвыпад, сводящий на нет весь эффект от действий властей. Компания «Роснефть», один из крупнейших отраслевых игроков в РФ, направила в ФАС письмо, в котором просчитывает последствия от принудительного снижения цен на бензин. В документе, копия которого оказалась в распоряжении газеты «РБК daily», компания указывает, что уменьшение оптовых цен на нефтепродукты «может привести к ажиотажному спросу, раскачиванию рынка закупок и, с большой вероятностью, исчезновению бензина с рынка».

В «Роснефти» полагают, что подобный сценарий готовы реализовать независимые продавцы бензина, на которых приходится порядка 60% рынка нефтепродуктов России. «В случае снижения цен они могут начать скупать имеющиеся объемы и продавать их за рубеж», – рассказал изданию источник в компании, оговорившись, что такой вариант возможен лишь в случае отмены или снижения заградительных пошлин на экспорт продуктов нефтепереработки. А это может случиться уже совсем скоро: согласно распоряжению правительства от 24 июня с. г., пошлина в размере 400,5 долл. за тонну бензина действует лишь до 1 августа. Будут ли ее продлевать, пока не известно.

Между тем, если пошлину не отменят и экспорт останется невыгодным, Россию ждет новый виток роста цен на бензин (тем более что август-сентябрь, на которые приходятся основные уборочные работы, традиционно сопровождаются подорожанием ГСМ). Нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие ВИНК (вертикально интегрированным нефтяным компаниям), по-прежнему будут продавать львиную долю бензина и дизтоплива «своим» АЗС, а на свободный рынок будут поступать лишь остатки, цена которых в условиях биржевой торговли будет стремительно расти. Увеличить же объем производства российские НПЗ не могут из-за обязательств по модернизации: переход на экологический стандарт Евро-3, хоть и анонсированный несколько лет назад, тем не менее стал для нефтяников камнем преткновения. Древние заводы, многие из которых (особенно в Самарском регионе) были построены еще в военные годы, требуют чересчур огромных вложений в переоборудование под новые требования к продуктам переработки.

В этих обстоятельствах «Роснефть» видит единственный путь одновременного спасения от дефицита и роста цен в возвращении на предыдущую ступень экологических стандартов – к норме Евро-2. Неэкологичного бензина можно производить много и по доступным ценам, так что его хватит всем: и ВИНК, и независимым трейдерам. Но о невозможности такого сценария жестко заявил в начале июля глава правительства РФ Владимир Путин, выступая в Киришах на заседании, посвященном проблемам нефтеперерабатывающей промышленности. В своей речи премьер пообещал большие проблемы тем компаниям, которые будут и дальше тянуть с введением новых нормативов. «Мы пойдем навстречу только тем компаниям, которые подпишут соглашения, в том числе по порядку и срокам введения новых техрегламентов на нефтепродукты. Однако в случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли», – пригрозил В. Путин. Карательные меры в отношении нефтяников применялись уже не раз: по обвинению в манипулировании ценами на рынке нефтепродуктов в 2008-2009 гг. ФАС штрафовала ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-BP и ту же «Роснефть» на миллиарды рублей.

Сейчас розничные цены на бензин в ожидании осени немного замедлили рост, остановившись на отметке в 25,47 рубля за литр условного топлива. Однако в условиях тотального взаимонепонимания между властями и нефтяными гигантами и отсутствия общей стратегии по выходу из кризиса совершенно ясно, что новый скачок цен не за горами. Скорее всего, автомобилисты России почувствуют очередной удар по карману уже в августе, когда начнется уборочная кампания.

Вера Данилина