branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Станет ли Россия «номером один» на европейском рынке?

Оправившись после нескольких кризисных лет, автомобильный рынок в России резко рванул вверх – за пять месяцев 2011 года было продано на 61% больше машин, чем за январь-май 2010-го. Российские власти уверены: это лишь начало...
Оправившись после нескольких кризисных лет, автомобильный рынок в России стремительно набирает обороты. Продажи машин растут с каждым годом, а с учетом госпрограммы по утилизации автохлама результаты и вовсе можно назвать фантастическими. Но это еще только начало, уверены российские власти – скоро наша страна выйдет на первое место в Европе по продажам автомобилей.

«Устойчивый тренд по росту российского рынка привел к тому, что мы уже по итогам пяти месяцев – третий рынок в Европе по объемам продаж. Совершенно уверен в том, что в 2014 году мы станем крупнейшим европейским рынком автомобилей», – такое заявление на днях сделал глава Минпромторга РФ Виктор Христенко.

Министр назвал и весьма впечатляющие цифры, по его мнению, свидетельствующие о том, что российский рынок и вправду скоро может побить все рекорды продаж. Так, за пять месяцев 2011 года в стране было продано на 61% больше машин, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 68% – с отметкой «Made in Russia». Развивается и производство на российской территории: за январь-май 2011-го оно выросло на 78% в сравнении с январско-майскими показателями за 2010-й год.

В ходе своего выступления на заседании правительства Виктор Христенко упомянул и госпрограмму по утилизации старых машин. «Рассчитываем, что до конца года все процессы, связанные с программой по утилизации и получению автомобилей, и расчеты с дилерами у нас будут завершены, и этот период позволит плавно войти в естественный рост рынка и поддержание спроса», – отметил чиновник.

Оптимизм министра выглядит несколько странным. Действительно, в 2010 и 2011 годах продажи выросли, рынок ожил – но почему это произошло? Не за счет ли автокредитования (напомним, каждый третий новый автомобиль на дорогах России куплен на средства банка) и, главное, упомянутой выше госпрограммы?

Утилизация подержанных легковых автомобилей в России длилась 15 месяцев. По итогам 2010 года каждый третий новый легковой автомобиль в России был приобретен с помощью государства; в численном выражении это составило 600 тысяч единиц. Благодаря такой «накачке» российский авторынок в минувшем году рванул вверх на 30%, показав самый динамичный результат в Европе.

За I квартал 2011 года авторынок в нашей стране вырос на 77%, что опередило динамику не только европейских стран, но и Китая. По данным на май 2011 года, подавляющее большинство покупателей выбирали вазовскую «классику», в стоимости которой государственный бонус составляет от трети до четверти. На долю заднеприводных «семерок» пришлось 33% продаж, Lada Kalina – 24,5%, Lada Samara – 17%. Самая дорогая модель, флагман марки Lada Priora, оказалась самой непопулярной из легковых – 16,7%. Наконец, на долю внедорожника Lada 4×4 приходится 9% продаж Волжского автозавода по утилизации.

Цифры, что и говорить, сладкие. Но как можно говорить о том, что Россия станет «номером один» в Европе по продажам авто, если на программе утилизации автохлама поставлен крест? Фактически она закончила свое действие во вторник, 21 июня. То есть до намеченного министром «часа Х» еще долгих три года. Без льготных программ и государственных субсидий. Будет ли расти рынок и дальше, будут ли продажи бить новые рекорды? Чиновники в России очень любят ссылаться на западный опыт. Конкретно – на европейский.

Последуем их примеру и мы. Так, Германия – крупнейший авторынок Европы – в 2010 году сократила продажи машин на 23% на фоне прекращения мер господдержки. Во Франции за отчетный период авторынок сократился на 2,2%, в Великобритании вырос, но незначительно – лишь на 1,8%. Впрочем, отечественные эксперты настроены оптимистично: по их мнению, отмена программы утилизации ударит только по АвтоВАЗу, и то несильно. А продажи других производителей будут расти в первую очередь за счет бюджетных моделей.

Александр Кузьмин