Землетрясение в Японии помогло мировому автопрому
Разрушительное землетрясение и цунами 11 марта в Японии продемонстрировали, что мировой автопром готов к природным катаклизмам лучше, чем это предполагалось ранее. Такой вывод сделали эксперты одного из ведущих мировых аналитических агентств PricewaterhouseCoopers, опубликовавшие 17 мая прогноз развития глобальной автомобильной промышленности на II квартал 2011 года.
В документе, подготовленном Институтом PwC по проблемам автомобильной промышленности (PwC Autofacts), утверждается, что влияние природной катастрофы приведет к замедлению роста выручки автомобильных компаний развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Австралии, Японии, Южной Кореи). Однако ожидается, что общемировые показатели сборки автомобилей будут сбалансированы интенсивным экономическим ростом развивающихся стран региона (Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, Пакистан, Филиппины, Тайвань, Таиланд, Вьетнам), стран Северной Америки и Европы. Помимо этого, некоторое прогнозируемое снижение количества произведенных автомобилей в текущем году может привести к более высокому, чем ранее ожидалось, уровню производства автомобилей в 2012 году.
Специалисты PwC подчеркнули, что ущерб от стихии оказался гораздо меньшим, чем могло бы быть. Свою положительную роль сыграл тот факт, что еще задолго до землетрясения 11 марта автомобильная отрасль Японии начала децентрализацию производства в северо-восточной части Японии, включая зоны, в наибольшей степени пострадавшие от стихийных бедствий. Причем эти меры принимались не только ради финансовой выгоды, но и как часть политики по сокращению рисков в результате стихийных бедствий, представляющих угрозу для основных процессов производства. Именно благодаря децентрализации многие заводы в самой Японии и за рубежом возобновили работу в облегченном, а затем и в нормальном режиме через считаные недели после катастрофы, а крупнейший в мире автопроизводитель Toyota накануне объявил о возобновлении производства в полном объеме на всех заводах в Европе с 1 июня.
Тем не менее есть области, в которых принятых мер по децентрализации оказалось недостаточно, и в результате сбои в поставках, казалось бы, незначительных компонентов смогли приостановить производство в отдаленных регионах на международном уровне. В качестве примера можно привести единственный в мире завод, выпускающий пигмент под названием ксираллик (xirallic), являющийся неотъемлемой частью автомобильных эмалей с эффектом «металлик». Предприятие, принадлежащее компании Merck, находилось в городе Онагава и было разрушено цунами, после чего поставки пигмента прекратились. В результате ряд автопроизводителей были вынуждены временно прекратить прием заказов от дилеров на некоторые цвета автомобилей, а химики в научных центрах в спешном порядке принялись за создание новых формул красок.
Таких примеров может быть множество: в PwC отмечают, что из-за длинных, запутанных цепочек поставок проблемы отрасли проявятся в полной мере лишь по прошествии значительного количества времени. «В результате землетрясения и цунами были выявлены структурные риски автомобильной отрасли, и, скорее всего, возникнет необходимость в пересмотре цепочки поставок и стратегии управления рисками международного автомобильного производства», – констатируют эксперты. Что же касается непосредственно Японии, то ее автомобильная промышленность будет восстанавливаться достаточно медленно из-за ограничений в поставках электроэнергии и топлива после катастрофы.
В документе, подготовленном Институтом PwC по проблемам автомобильной промышленности (PwC Autofacts), утверждается, что влияние природной катастрофы приведет к замедлению роста выручки автомобильных компаний развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Австралии, Японии, Южной Кореи). Однако ожидается, что общемировые показатели сборки автомобилей будут сбалансированы интенсивным экономическим ростом развивающихся стран региона (Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, Пакистан, Филиппины, Тайвань, Таиланд, Вьетнам), стран Северной Америки и Европы. Помимо этого, некоторое прогнозируемое снижение количества произведенных автомобилей в текущем году может привести к более высокому, чем ранее ожидалось, уровню производства автомобилей в 2012 году.
Специалисты PwC подчеркнули, что ущерб от стихии оказался гораздо меньшим, чем могло бы быть. Свою положительную роль сыграл тот факт, что еще задолго до землетрясения 11 марта автомобильная отрасль Японии начала децентрализацию производства в северо-восточной части Японии, включая зоны, в наибольшей степени пострадавшие от стихийных бедствий. Причем эти меры принимались не только ради финансовой выгоды, но и как часть политики по сокращению рисков в результате стихийных бедствий, представляющих угрозу для основных процессов производства. Именно благодаря децентрализации многие заводы в самой Японии и за рубежом возобновили работу в облегченном, а затем и в нормальном режиме через считаные недели после катастрофы, а крупнейший в мире автопроизводитель Toyota накануне объявил о возобновлении производства в полном объеме на всех заводах в Европе с 1 июня.
Тем не менее есть области, в которых принятых мер по децентрализации оказалось недостаточно, и в результате сбои в поставках, казалось бы, незначительных компонентов смогли приостановить производство в отдаленных регионах на международном уровне. В качестве примера можно привести единственный в мире завод, выпускающий пигмент под названием ксираллик (xirallic), являющийся неотъемлемой частью автомобильных эмалей с эффектом «металлик». Предприятие, принадлежащее компании Merck, находилось в городе Онагава и было разрушено цунами, после чего поставки пигмента прекратились. В результате ряд автопроизводителей были вынуждены временно прекратить прием заказов от дилеров на некоторые цвета автомобилей, а химики в научных центрах в спешном порядке принялись за создание новых формул красок.
Таких примеров может быть множество: в PwC отмечают, что из-за длинных, запутанных цепочек поставок проблемы отрасли проявятся в полной мере лишь по прошествии значительного количества времени. «В результате землетрясения и цунами были выявлены структурные риски автомобильной отрасли, и, скорее всего, возникнет необходимость в пересмотре цепочки поставок и стратегии управления рисками международного автомобильного производства», – констатируют эксперты. Что же касается непосредственно Японии, то ее автомобильная промышленность будет восстанавливаться достаточно медленно из-за ограничений в поставках электроэнергии и топлива после катастрофы.