branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Saab вернулся в Россию

Давно российский рынок не встречал нового импортера: ведь практически все марки здесь уже давно представлены. И вот, после собственного возрождения после продажи голландскому Spyker, на сцену снова выходит шведская марка Saab...
Saab вернулся в Россию
Saab вернулся в Россию
Поклонники марки Saab могут возрадоваться – ее новый официальный импортер объявил о старте работы в России. С 25 марта 2011 года эксклюзивным импортером автомобилей и оригинальных запасных частей на территории России является компания «Арманд-Импорт СНГ», которая входит в состав ГК «Арманд». Вчера компания провела презентацию, где озвучила планы развития и рассказала, на что могут рассчитывать те, кто по каким-то причинам не успел приобрести Saab до и после банкротства GM.

Напомним, в прошлом году продажи Saab в России были остановлены, гарантийные обязательства все это время несли и пока еще продолжают нести официальные дилеры GM. В том же году автопроизводитель сменил владельца: концерн General Motors продал его голландскому производителю суперкаров Spyker. Возвращению Saab в Россию предшествовала скандальная история. Одним из условий сделки со стороны GM был выход из акционерного капитала Spyker российского банкира Владимира Антонова. Из-за недоверия General Motors российский бизнесмен вынужден был продать свои 29,9% акций Spyker Cars инвесткомпании Tenaci Capital, подконтрольной исполнительному директору Spyker Cars Виктору Мюллеру.

Однако сейчас к управлению компанией снова могут быть допущены русские. По последним сведениям, Антонов намерен вернуться в состав акционеров Spyker Cars N.V., владеющего маркой Saab. Российский бизнесмен может войти в капитал Saab путем покупки акций нового выпуска и части существующих акций и в данный момент ведет переговоры с правительством Швеции. Антонов заявил, что готов инвестировать в марку до 15 млн евро. Предполагается, что после закрытия этой сделки компания Spyker Cars N.V. сосредоточится на развитии убыточного бизнеса Saab и будет переименована в Saab.

Так или иначе, сам «большой» Saab, видимо, еще не созрел для того, чтобы начать в России самостоятельную игру. В течение двух месяцев «Арманд-Импорт СНГ» примет все обязательства Saab перед клиентами от предыдущего импортера марки – GM CIS. Контракт между сторонами был подписан в Швеции генеральным директором Saab Яном-Аке Йонссоном (который на прошлой неделе успел уйти в отставку) и генеральным директором «Арманд-Импорт СНГ» Игорем Герцем. Опыт импортерства у компании не первый. Еще в 1995 году «Арманд Групп» являлась эксклюзивным импортером Peugeot. Сейчас в дилерском портфеле компании такие бренды, как Peugeot, Chevrolet, Opel, Cadillac, а также компания – импортер самолетов Cirrus.

Как рассказал Игорь Герц, контракт с Saab предусмотрен лишь на пять лет. Проект будет реализовываться совместно в «Инвестбанком», который кредитует компанию, капитал головного Saab участия в проекте не принимает. Объем инвестиций в проект не разглашается. Однако известно, что в него войдут не только дилерские центры, но и центральный склад запчастей (с не менее чем полугодовым оборотом), академия Saab и даже Saab Lounge – место для встреч.

Таким образом, речь идет о лицензии; спустя время, возможно, шведский автопроизводитель сумеет упрочить свои позиции настолько, чтобы прийти в Россию, – опыт последних лет показывает, что так оно и было почти со всеми марками, изначально имевшими непрочные позиции (KIA, Hyundai, одной из последних долю в бизнесе Mitsubishi отдала производителю компания «Рольф»). Впрочем, Saab даже в премиальном сегменте всегда был аутсайдером, и еще неизвестно, насколько удачен будет проект без поддержки автопроизводителя. Примеры результатов такого сотрудничества есть – вспомнить хотя бы эпопею с дистрибуцией марки FIAT на российском рынке.

В целом же Saab выбрал неплохой момент – рынок отходит от кризиса, и новые модели будут весьма кстати. Новый модельный ряд включит в себя четыре модели: Saab 9-3 Griffin, Saab 9-5, кроссовер Saab 9-4X (август 2011 г.) , Saab 9-3X, а впоследствии компактный Saab 9-2, который пока существует лишь в качестве концепта. Продажи автомобилей начнутся в середине 2011 года (заказы начнут принимать в конце мая), сразу же после окончания процесса сертификации, который уже начат. Впервые покупателям будет предлагаться так называемый Russian Pack – тема в последнее время модная. Цены импортер озвучить отказался, сославшись на то, что ценообразование будет зависеть от дилеров, которые войдут в дилерскую сеть:

«Общий объем финансирования завязан на объеме продаж. Поскольку мы ждем достаточно большой скачок после 2012 года в продажах, сейчас можно говорить об объеме финансирования на 2010-2012 гг. Это 1500-1800 автомобилей. Умножив на среднюю цену автомобиля, которую я не могу сейчас озвучить, можно примерно подсчитать объем инвестиций. При этом надо понимать, что средняя цена будет в рамках наших конкурентов – это Audi A6, Volvo S80, Cadillac CTS».

На данном этапе импортер собирается создать сеть из 12 дилеров (из них три в Москве), увеличив вдвое их количество через год. По словам Герца, желание взяться за продвижение убыточной шведской марки есть у многих: заявок уже больше нескольких десятков. Приоритет же будет отдаваться дилерам Saab (считай, GM), многие из которых держат под одной крышей прочие марки, все еще входящие в GM: Opel, Cadillac, Chevrolet.

«Мы исходим из пятилетнего плана развития, – говорит Герц. – Дилерам необходимо обеспечить доходность. Поскольку мы сейчас обладаем тремя моделями, количество дилеров должно обеспечивать доходность каждому из них. Нельзя расширять цепочку до бесконечности, иначе просто это приведет к тому, что дилеры начнут схлопываться». По словам Герца, дилерская сеть должна быть полностью сформирована к концу мая 2011 года. Кстати, стилистическое решение, как будет выглядеть «развод» марок, принадлежащих уже разным автопроизводителям, пока не найдено.

Позиционировать марку по-прежнему будут в премиум-сегменте, однако за счет чего дилер собирается поправить весьма-таки пострадавший за последние годы имидж «шведа», не объяснили. По данным самого Герца, пока что Saab – машина не слишком популярная: автопарк насчитывает около 4 тыс. автомобилей.

В том числе и поэтому о возможности производства шведской марки в России пока речь не идет даже близко. Как прокомментировал Игорь Герц появлявшуюся информацию о возможности сборки Saab здесь, речь об этом заходила до принятия новых правил промсборки (от 300 тыс. автомобилей в год) – сейчас же это не несет в себе никакой целесообразности. Заключать стратегическое сотрудничество с каким-либо из местных автозаводов – во всяком случае в ближайшие годы – Saab не планирует, и этот вопрос, если и будет рассматриваться, то в очень отдаленной перспективе. Кстати, о продажах Spyker на территории России речь пока тоже не заходит...

Елена Костякова