Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Volkswagen поставил России ультиматум

Концерн Volkswagen просит пересмотреть правила промсборки автомобилей. Недовольство высказывают и другие компании...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Volkswagen поставил России ультиматум
Volkswagen поставил России ультиматум 
Если правительство РФ не пойдет на уступки, Volkswagen и Fiat могут урезать инвестиции в российскую экономику и отказаться от «отверточного» производства автомобилей. Такой вывод можно сделать из обращения руководства немецкого концерна к премьеру Владимиру Путину, в котором немцы просят правительство пересмотреть условия промсборки иномарок в РФ. В своем недовольстве к Volkswagen присоединился и Fiat.



Позиция европейских автопроизводителей легко объяснима. 4 февраля вступили в силу новые правила, регламентирующие порядок производства автомобилей в РФ западными компаниями. В закон был внесен ряд изменений, инициированных Минэкономразвития. В первую очередь это коснулось числа машин, собираемых в России по методу крупноузловой сборки. Если раньше у «пришлых» автопроизводителей была возможность производить до 30% всех автомобилей по этой схеме, то с февраля процент снизился до цифры «пять». Согласно новым правилам, с конвейеров действующих заводов ежегодно должны сходить не менее 350 тысяч иномарок, более того, не менее 30% машин от этого числа должны комплектоваться произведенными в РФ двигателями или коробками передач.

Чем недовольны управленцы из Volkswagen, и в чем суть их предложений? Первое, о чем просят немцы: вернуться к крупноузловой сборке по старым правилам, то есть к тридцати процентам от общего числа автомобилей вместо пяти. Второе: ликвидировать требование по локализации в России производства двигателей. Представители германского автогиганта сомневаются в окупаемости этого проекта. В частности, Маркус Озегович, руководитель «Фольксваген Груп Рус», заявил, что прибыль возможна лишь в том случае, если в год будет производиться плюс-минус 300 тысяч моторов. Потребностей в этом, уверен Озегович, у российского авторынка нет, и необходимое число двигателей пока ограничивается 100-120 тысячами. К слову, эксперты оценивают затраты на строительство завода по производству силовых установок в размере 300 миллионов евро.

Примечательно, что осенью прошлого года председатель правления Volkswagen Мартин Винтеркорн заявил, что его компания будет и в дальнейшем инвестировать в производство машин на территории России. Эти слова были озвучены в ходе встречи с премьером Владимиром Путиным. Однако прозвучала важная оговорка: основой для новых правил должны были стать предложения Минпромторга. Протокол о намерениях был благополучно подписан, но позже текст закона подвергся правкам со стороны Минэкономразвития, что и вызвало недовольство Volkswagen, а позже и Fiat. Но если итальянцы пока предпочитают отмалчиваться, выразив лишь свое несогласие с новыми правилами, то немцы открыто заявили: если условия промсборки не будут пересмотрены, Volkswagen не будет увеличивать инвестиции в производство машин в РФ. «Пока мы жесткий ультиматум не ставим, но если министерства не изменят условия промсборки, не исключено, что мы откажемся от этого режима», – так прокомментировала ситуацию PR-менеджер «Фольксваген Груп Рус» Юлия Карулина.

Предположим, что правительство РФ пойдет на уступки. Что же обещается взамен? Немецкий автоконцерн предлагает – в обмен на увеличение числа авто, произведенных методом крупноузловой сборки, а то и вовсе полную отмену какого-либо процентного порога – локализовать производство более 60% деталей. По-видимому, этот вариант российским министерствам кажется не слишком выгодным. Чиновники уже высказали свое мнение: никаких изменений в закон внесено не будет.

Представители Volkswagen особенно упирают на то, что Владимир Путин дал поручение Минэкономразвития, Минпромторгу, Минфину и Федеральной таможенной службе «дополнительно проработать» вопрос с условиями крупноузловой сборки, прежде чем придет время подписывать соглашения с иностранными производителями. Однако чиновники не видят смысла пересматривать уже утвержденные цифры. По словам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, «львиная доля вопросов» в обращениях, полученных министерством от Fiat и Volkswagen, «касалась увеличения квоты на SKD (Semi Knocked Down – то есть крупноузловая или, как ее еще называют, «отверточная» сборка. – Прим. авт.)». «Мы всегда к этому относимся осторожно, потому что нельзя дальше страну превращать только в места отверточной сборки. Это неправильно», – заявил Рахманов в беседе с корреспондентами «РБК daily». Возможный отказ немцев от дальнейших инвестиций представителя Минпромторга не сильно беспокоит: «в ведомстве это воспримут с должным уважением, хотя это для нас не лучший вариант», – отметил он.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в ответ на поручение премьера представители министерств дали отрицательные «резюме». По их мнению, подписывая в феврале этого года протокол (меморандум) о намерениях, руководство Volkswagen фактически дало согласие работать на новых условиях. Жирную точку поставил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков: «Правила промсборки изменять не планируется».

Проблема заключается еще и в том, что «один в поле не воин». Протестуют лишь два производителя. Остальные либо молчат, либо – как это сделали представители Renault – открыто высказывают согласие с новыми правилами. И если большинство примет изменившиеся условия игры, у Volkswagen и Fiat не останется никаких шансов.

У немцев, организовавших в Калуге крупноузловую сборку более десяти моделей, и итальянцев, планировавших создать крупное СП в паре с отечественным «Соллерсом», похоже, будет лишь два варианта действий. Первый: принять новые правила как есть и сэкономить на пошлинах при ввозе в РФ деталей. Второй: отказаться от навязываемых им условий промсборки и регулярно отчислять 12,5% таможенных платежей за поставляемые на территорию России автокомпоненты. Что окажется для европейских концернов выгоднее, мы узнаем в июне: именно тогда и должно состояться подписание соглашений с автопроизводителями.

Кстати

За пять лет действия в РФ режима промышленной сборки иномарок российская сторона заключила с западными производителями 27 соглашений. Из них большая часть (семнадцать) действительна и по сей день. Благодаря промсборке было создано более 20 тысяч новых рабочих мест.

Технология сборки автомобилей делится на две категории. В европейских странах действуют такие аббревиатуры, как CKD и SKD. Первая – completely knocked down – представляет собой полноценное производство машин «от и «до», включая сварку и окраску кузовов. Вторая – semi knocked down – и есть «отверточная» сборка. Она, в свою очередь, делится на четыре вида. Первый, обозначаемый цифрой «0», предполагает, что с уже готового автомобиля снимается двигатель, КПП, части подвески, зеркала, фары и бамперы. В таком виде машина провозится через таможню, а потом заново собирается на автозаводе в стране прибытия. Чем больше цифра, следующая после аббревиатуры SKD, тем большее число процессов осуществляется при сборке-разборке авто. А «номер 4» и вовсе означает, что на завод прибывает лишь окрашенный кузов и «ящик запчастей» – от двигателя до ковриков.

Александр Кузьмин