Hyundai, который мы потеряли
Статьи 18 февраля 2011
Статьи 18 февраля 2011
Hyundai, который мы потеряли
Модели Hyundai, собираемые на Таганрогском автозаводе, пользовались заслуженной популярностью на рынке. Главный редактор AutoNews.ru Антон Максимов рассказывает, что же случилось, почему ТагАЗ отказался от Hyundai в пользу китайской Chery...
Hyundai, который мы потеряли 
Тагарогский автомобильный завод в свое время стал настоящим автомобильным чудом для России. В 1997 году ФПГ «Донинвест» выкупила старые простаивающие мощности «Таганрогского комбайнового завода», вложила в строительство почти $300 млн и организовала сборку трех моделей Daewoo : Leganza , Nubira и Lanos . Причем, не просто сборку, а под собственным брендом – модели получили имена, соответственно «Кондор», «Орион», «Ассоль». Разразившийся кризис, естественно, спутал все карты – платежеспособность у населения была низкая, машины покупали   плохо. Даже у мощного инвестора в такой ситуации опустились бы руки.


Но только не у ростовцев: приостановив производство из-за срыва поставок комплектующих со стороны Daewoo и плохого спроса, они начали искать новых партнеров. И нашли – Citroen передал им право на сборку «каблучка» Berlingo (у нас он продавался под именем «Орион-М»). Причем неплохо продавался: ТагАзу удалось занять свое место в растущем секторе LCV.
А затем появился Hyundai и у ТагАза было восемь лет успешной работы. Посмотрите на дорогу: доступные и надежные Accent , просторные Sonata и безумно-востребованные мелким бизнесом Porter . Казалось бы – работай, зарабатывай деньги и наполняй российский рынок востребованными моделями. Но пару лет назад руководству ТагАз будто изменили менталитет. Уж не знаю, что тому виной… Видимо, амбиции. Но они стали очень нездоровыми. В прошлом году компания анонсировала создание и производство собственной модели, седана В-класса, под названием Vega . Руководители компании утверждали, что это полностью самостоятельная разработка и что для новых моделей (а планировалось сделать еще субкомпакт, минивэн и даже кроссовер) был создан технопарк в Южной Корее, наняты специалисты. Там же, в стране Утренней Свежести было решено разместить и заказы на производство как кузовных элементов, так и других комплектующих.
И тут вдруг неожиданно оказалось, что конструкция Vega поразительно напоминает одну из моделей GM Daewoo ! Нанятые специалисты просто унесли чертежи с собой и продали ТагАзу. В GM Daewoo возмутились, официальные органы Южной Кореи тоже возмутились и запретили экспорт комплектующих для Vega . Ах да, остался еще грузовичок   LC 100 (интересно, кстати, какой светлой голове пришла на ум идея дать ей индекс от легендарного японского внедорожника?). С текущими мостами, отвратительной управляемостью, с посредственной эргономикой.
Провал? Да. Но ведь остается еще Hyundai , сотрудничество с которым было крайне выгодным. Но и здесь отношения внезапно прерываются. По неофициальной информации Минторг Южной Кореи рекомендовал корейским компаниям прекратить сотрудничество с ТагАЗом, по официальной – стороны не договорились о цене.
Так, российские автолюбители автолюбители остались без очень хороших автомобилей, доступных по цене. Я лично наблюдал форменный мордобой за последний Porter на стоянке у одного из дилеров. Поговорил с завгарами, которые словно во времена дефицита дрались с за место в очереди за водкой. «По соотношению цена/качество этому грузовичку нет равных. Ну не ГАЗели закупать!» - в запале заявил один из них. На клубных сайтах автовладельцев же воцарилось уныние. Все были в шоке, и дилеры в том числе, даже самые привыкшие к финтам ТагАЗа, когда один босс высылает один прайс-лист, второй – другой, третий – еще один, а по итогу – оплаченных машин нет.
Ах, да, ТагАЗ договорился с китайской Chery и теперь собирает их модели, опять таки под своими именами. Например, устаревшему даже для Китая Chery Amulet (в девичестве SEAT Toledo 1993 года) дали имя Vortex Corda . Причем у этой модели убито единственное конкурентное преимущество – там был кузов «лифтбек» (заднее стекло открывалось вместе с крышкой багажника), но теперь в багажнике стоит растяжка, так что даже сложив задние сиденья особо груза не положишь. Может растяжка улучшила управление? Может быть и улучшила, но зимой на машине с летними шинами и без ABS я как-то особо не стал проверять – жизнь дороже. Да и стоит пустая как барабан Vortex Corda аж 349 000 руб.
Так что я не вижу дальнейших перспектив для ТагАза, а заявления о строительстве завода в Бангладеше (заявленные инвестиции - $2 млрд) мне вообще кажутся первоапрельской шуткой. А вот нужные рынку и нам с вами модели, мы потеряли, и вряд ли вновь обретем. Да, есть лицензионные внедорожники SsangYong , но большого спроса на них нет.
Да у Hyundai   есть собственный завод под Санкт-Петербургом, где собирают прекрасный и современный Solaris . Но и устаревшие морально Accent , Sonata и Porter нам нужны. Как замена, вазовской классике и другим «отечественным разработкам». А их больше нет. Печально.

Перейти к оригиналу статьи на блогах autonews >>
Комментарии