branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

230 миллиардов на транспорт ушли в никуда

Государство всерьез заинтересовалось вопросом растрат в транспортном комплексе московской мэрии. Счетная палата обнаружила 230 миллиардов ушедших в никуда рублей и готовится спросить с чиновников за небывалый уровень воровства...
Сегодня, 3 февраля 2011 г., в Счетной палате РФ состоится заседание, на котором аудиторы изложат результаты проверки деятельности московской мэрии за последние три года. Уже сейчас понятно, что слушания будут по меньшей мере скандальными: как сообщил накануне глава ведомства Сергей Степашин, только в транспортной сфере столицы за 2008-2010 годы «были допущены нарушения» на 230 миллиардов рублей. Чтобы был понятен масштаб этой цифры, приведем такой пример: весь транспортный бюджет Москвы на 2011 год не превышает 200 млрд рублей, а в прошлые годы он был почти в три раза меньше.

Накануне С. Степашин не стал называть конкретных имен и департаментов, виновных в хищениях и растратах, но основные фигуранты дела уже ясны: это те предприятия, которые Счетная палата «трясла» в ноябре-декабре 2010 года, – «Мосгортранс», «Мосметрострой», ГУП «Московский метрополитен» и ряд других, не столь гигантских транспортных госкомпаний. Руководитель контрольно-ревизионного ведомства назвал лишь несколько цифр: по данным проверки, 122 млрд рублей было потрачено не по назначению в рамках транспортных госзакупок в Москве. Нарушения на 85 млрд руб. были найдены в порядке предоставления бюджетных инвестиций. Еще 15 млрд и 6,9 млрд руб. аудиторы признали неэффективным и нецелевым использованием бюджетных средств соответственно. В результате такого разбазаривания государственных денег, например, стоимость строительства 1 км линии метрополитена обходится городу в 3,4-6,9 млрд руб., а 1 км автодороги – 1,5-4,8 млрд руб., что в разы превышает расходы на зарубежные аналоги таких же сооружений.

Напомним, что как федеральную Счетную палату, так и московскую Контрольно-счетную палату (которая также нашла многочисленные нарушения) «натравил» на московское правительство не кто иной, как Сергей Собянин вскоре после своего назначения на пост мэра Москвы. Можно предположить, что новый градоначальник захотел начать свое правление с чистого листа, а заодно и разобраться с тем, какое наследство оставил ему Юрий Лужков. И, судя по заявлениям С. Собянина в СМИ, этим наследством он остался решительно недоволен. «Чтобы вам не было скучно работать, мы проведем контроль деятельности метро», – пообещал он еще в ноябре прошлого года начальнику «Московского метрополитена» Дмитрию Гаеву и свое обещание выполнил. Аудит выявил не только завышенную стоимость строительства линий метро, но и личную нечистоплотность главы ГУПа: прокуратура инкриминировала Д. Гаеву присвоение 112 млн рублей за изобретения, запатентованные метрополитеном. В конце декабря стало известно, что одного из старейших московских транспортников могут отправить в отставку, однако до настоящего момента кадровое решение пока не принято. С перспективами же метрополитена мэр обошелся весьма решительно, потребовав строить по 15 километров новых линий в год, унифицировать все новые станции с целью их удешевления и освоить в 2011 году 50 млрд рублей бюджетных денег.

Не менее планомерно избавляется С. Собянин и от других «пережитков лужковской эпохи» в транспортной области. Так, недавно ушел на покой глава московской ГИБДД генерал-майор Сергей Казанцев, на смену которому приехал из Ярославля молодой, амбициозный и известный своими успехами на поприще борьбы с коррупцией Александр Ильин. Еще одного «динозавра» – Департамент транспорта и связи города Москвы – мэр просто распотрошил: приставка «связь» была у него отобрана как не имеющая отношения к транспортным проблемам, а новый орган получил название Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Возглавил его видный и компетентный чиновник федерального уровня, экс-замминистра транспорта РФ Николай Лямов, успевший проявить себя в качестве заместителя мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства за минувшую осень и половину зимы. Напомним, что ранее был окончательно отправлен в отставку прежний глава департамента Василий Кичеджи, известный своими экзотическими инициативами: например, общественную приемную для граждан он открывал в ездившем по Садовому кольцу троллейбусе, а автоинспекцию пытался обязать оформлять ДТП за 1 минуту.

Новый мэр не скрывает своего отношения не только к кадрам, но и к документам лужковской эпохи: так, накануне он разнес в пух и прах главное детище прежнего мэра – актуализированный Генплан Москвы до 2025 года. «Реализация Генплана приведет к окончательному коллапсу», – заявил он в ходе форума «Россия-2011», назвав этот документ «разрозненным» и не учитывающим наработки экспертов. С. Собянин добавил, что Генплан предусматривает уплотнение городской застройки на 20-30%, в то время как она и так в два-три раза превышает плотность застройки в европейских городах.

Сегодня Счетная палата обещает опубликовать более детальные результаты прверки деятельности московской мэрии и станет ясно, относятся ли все злоупотребления к «дособянинской» эпохе или же новые кадры относятся к столичному бюджету с такой же небрежностью, как и старые. С уверенностью можно сказать лишь, что под тотальным надзором сразу с двух сторон – из федерального центра и со стороны мэра – воровать московским транспортникам станет не в пример сложнее.