Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Как делят деньги в АвтоВАЗе

В том, что такое опцион и с чем его едят топ-менеджеры главного российского автопроизводителя, в блоге на AutoNews пытается разобраться редактор ИА «ЛадаОнлайн» Роман Охотников...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Как делят деньги в АвтоВАЗе
Как делят деньги в АвтоВАЗе 
Меня всегда завораживают числа. Бюджетные числа. Помню, на какой-то заседаловке, обсуждавшей распил распределение средств какой-то региональной программы, чиновница сказала: «Ну, что можно купить на 5 млн? Ничего...». Стоимость дорог, например (см. мой пост Сколько одна российская беда стоит другой ).
Вот и сейчас, когда снова заговорили о поощрении топов АвтоВАЗа с помощью акций и длинных банковских кредитов, я немного посчитал и был бы признателен за проверку расчетов. А заодно, может, кто на пальцах объяснит, что за зверь в данном конкретном случае – опционная программа и с чем его будут есть топы АвтоВАЗа.

В марте, как известно, совет директоров АвтоВАЗа утвердит опционную программу поощрения нескольких десятков менеджеров двумя-тремя процентами акций. Не своими, конечно, деньгами, а теми, что возьмет в долг у банков на длительный срок. АвтоВАЗ в своем стиле. Как недавно он договорился со Сбир Сбербанком России о том, что возьмет у него в долг на покупку у него же ИжАвто. Которому при этом Грефу пришлось простить какие-то лимоны долга. Но за Грефа я почему-то спокоен, что-то мне подсказывает, что не такой это человек, чтобы внакладе остаться. Интересно было бы знать, как именно он не останется внакладе. На поощрение топов АвтоВАЗ направит (читай потратит, да?) 2-3% акций. Взяв собственно деньги у банков, в долг. В июле, когда опционную программу анонсировал член совета директоров АвтоВАЗа, управляющий директор Тройки диалога Сергей Скворцов, почти 0,1% акций АвтоВАЗа Игоря Комарова стоили ок. 19,5 млн руб. Следовательно, на то время поощрение топ-менеджмента АвтоВАЗа могло стоить 390-585 млн рублей. В октябре акции завода были первыми по темпам роста на ММВБ. В декабре уже 0,1828% акций АвтоВАЗа, принадлежавших Игорю Комарову, стоили 97 млн руб.
Таким образом, на поощрение топов может быть потрачено порядка 1 млрд 61,2 млн, если совет директоров утвердит 2% акций, и 1 млрд 591,8 млн руб., если 3%. Конечно, расчеты – только для определения порядка сумм. Зависит, префы будут считаться, обычные акции или по какой-то средней формуле, кто и как будет считать. Г-н Чемезов насчитал тут недавно стоимость АвтоВАЗа не по-детски не по-рыночному. Да и акции могут значительно подняться в цене (вряд ли опуститься) к моменту запуска программы. И еще интересует: кого именно поощрят? Сколько это будет в месяц? (Вот, скажем, г-н Добындо платил себе в месяц сверх зарплаты гендиректора ИжАвто премии от 887 тыс. до 1 млн 655 тыс., ну, а рабочим – ессно, зарплату платил, не зверь же он, 5 тыр.). И за что? К слову: одного из главных акционеров АвтоВАЗа, Тройку, покупает Сбир Сбербанк. С потрохами, надо думать, т. е. с акциями АвтоВАЗа в том числе. А акции до контрольного пакета в 12-13 годах будут проданы Рено-Ниссану по спекулятивной цене (как «личный друг Путина™» насчитал). Для чего АвтоВАЗ сейчас из кожи лезет, чтобы показать бумажную прибыль. А государство перекачивает и перекачивает в него бюджетные лиарды...

Перейти к оригиналу статьи на блогах autonews >>