branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

GM жаждет взять реванш у Toyota

Японский автогигант Toyota в 2010 году стал трехкратным чемпионом мира по продажам автомобилей. Но уже в нынешнем году на высшую ступеньку может вернуться General Motors, который наращивает свое преимущество на крупнейших мировых рынках...
В 2010 году японский автоконцерн Toyota в третий раз стал мировым лидером по продажам автомобилей, реализовав 8,41 млн машин всех своих брендов – на 8% больше, чем годом ранее. Между тем General Motors, вплоть до 2008 года возглавлявший мировой авторынок на протяжении 77 лет, в минувшем году буквально наступал конкуренту на пятки, значительно сократив отставание от Toyota. По итогам 2010 года детройтский автоконцерн показал рост на 12,2% и продал 8,389 млн автомобилей – то есть всего на 30 тысяч машин меньше, чем Toyota.

Как отмечают эксперты, Toyota уверенно себя чувствует на азиатских рынках, в частности в родной Японии, где концерн реализует четверть своих автомобилей и занимает более 40% рынка. А благодаря государственному стимулированию продаж гибридов и электрокаров гибридный Toyota Prius в 2010 году стал самой продаваемой моделью в Японии за последние 20 лет. В прошлом году Prius разошелся в количестве более 315 тысяч экземпляров, опередив по этому показателю предыдущего рекордсмена – Toyota Corolla.

А вот на крупнейших мировых рынках – в Китае и США – Toyota уступает своему главному конкуренту GM. В прошлом году американский концерн показал годовой рост на домашнем рынке впервые с 1999 года – на 7%, до 2,21 млн машин. Стоит при этом отметить, что GM смог увеличить продажи к 2009 году, несмотря на то что число его брендов сократилось с восьми до четырех. Детройтский концерн «выехал» на кроссоверах, продав их больше, чем другие автопроизводители, – 567,5 тысяч штук. Toyota же на своем крупнейшем экспортном рынке стала единственной маркой среди лидеров, показавшей в 2010 году падение продаж – на 0,4%, до 1,76 млн автомобилей. В результате японская марка уступила Ford второе место, но при этом осталась лидером среди импортных брендов. Снижение спроса вызвано прежде всего массовыми отзывами Toyota в США: только в прошлом году компания отправила в ремонт почти 7 млн машин. В результате продажи американских бестселлеров Toyota – седанов Camry и Corolla – пошли вниз. К тому же Camry находится сейчас в конце своего жизненного цикла, добавляет аналитик TIW Inc. Сатору Такада.

В Китае, на крупнейшем мировом авторынке, Toyota и вовсе занимает четвертое место среди иностранных автопроизводителей, уступая GM, Volkswagen и Hyundai-KIA. Более того, на бурно растущем китайском рынке в октябре 2010 года Toyota даже умудрилась показать падение продаж. Виной тому – все те же пресловутые отзывы автомобилей, считают эксперты. Причем в Китае положение Toyota усугубляется тем, что компания не может рассчитывать на лояльность китайских клиентов, поскольку большинство потребителей приобретают машину впервые и не задумываясь уходят к конкурентам. Кроме того, сказывается антияпонский национализм граждан КНР, вызванный давними спорами Пекина и Токио о границах в Восточно-Китайском море. А для многих китайцев, которые бойкотируют товары «Сделано в Японии», Toyota является символом Страны восходящего солнца. Впрочем, Toyota с 2007 года остается самой продаваемой японской маркой на рынке Поднебесной и в 2010 году, по данным J.D. Power, показала рост в 20%, до 853,5 тысяч машин.



Между тем GM в прошлом году стал первым иностранным автопроизводителем, который смог продать в КНР более 2 млн автомобилей. Совместно с китайскими партнерами GM реализовал 2,35 млн машин – на 28,7% больше, чем годом ранее. Как отмечают эксперты, GM первым из мировых автопроизводителей стал разрабатывать недорогие модели специально для рынка Поднебесной, что и стало залогом успеха американского концерна. Так, в январе прошлого года начались продажи субкомпакта Chevrolet New Sail, разработанного совместно с китайским партнером SAIC. Доступная цена в 60 тысяч юаней (9091 доллар) уже в первый год продаж обеспечила New Sail лидерство в сегменте, и примеру GM поспешили последовать многие мировые автопроизводители, такие как Honda и PSA Peugeot Citroen.

Столь же успешно GM выпускает в Китае микровэны Sunshine, став крупнейшим производителем коммерческих автомобилей в этой стране. Причем использование собственных технологий в сочетании с дешевой производственной базой в Китае позволяет GM выгодно поставлять эти автомобили и на экспорт – в частности в Латинскую Америку. А в конце 2010 года GM и SAIC вывели на китайский рынок бюджетный бренд Baojun и представили новый компактный седан Baojun 630, который будет стоить еще дешевле Chevrolet New Sail. Как отмечают в GM China, Baojun будет конкурировать с местными автогигантами BYD и Geely, доминирующими в бюджетном сегменте. Автомобили под новым брендом должны поступить в продажу в начале 2011 года и рассчитаны на жителей небольших городов, переживающих сейчас наибольший экономический рост.

Стоит также отметить, что впервые за 102-летнюю историю General Motors крупнейшим рынком концерна стала не Америка, а Китай. Судя по всему, Поднебесная так и станет для детройтского автопроизводителя рынком номер один – GM и его китайские партнеры рассчитывают увеличить продажи на 10-15% в зависимости от роста рынка в 2011 году и до 3 миллионов в 2015-м. По словам экспертов, китайцы доверяют SAIC и охотно покупают Chevrolet и Buick. Оспорить лидерство SAIC в ближайшие годы не сможет никто, поэтому и GM будет наращивать продажи в Китае.

Таким образом, благодаря росту продаж в Китае и США General Motors уже в нынешнем году может вернуть себе «пальму первенства» на мировом авторынке, считают эксперты. Для Toyota же 2011 год обещает быть трудным, поскольку японский авторынок после отмены субсидий на покупку экологически безопасных автомобилей, по прогнозам экспертов, в нынешнем году упадет примерно на 10%. В самой Toyota ожидают снижения продаж на домашнем рынке на 12%, а рост мировых продаж концерна составит 3%, до 8,61 млн машин.

Впрочем, уже в обозримом будущем в борьбу за мировое первенство по продаже автомобилей намерен вступить немецкий Volkswagen. Как известно, крупнейший автопроизводитель Европы к 2018 году рассчитывает захватить и мировое лидерство – выйти на продажи в 10 млн автомобилей планируется, прежде всего, за счет значительного увеличения продаж в Америке, а также на развивающихся рынках, таких как Китай и Индия. Пока же немецкий автоконцерн довольствуется четвертым местом в мировом первенстве, уступив в прошлом году "бронзу" альянсу Renault-Nissan. По итогам 2010 года Volkswagen впервые реализовал по всему миру более 7 млн. автомобилей всех своих брендов, показав рост в 13,5% (до 7,14 млн. шт.), тогда как франко-японский альянс увеличил продажи на 19,6% до 7,28 млн. машин, с учетом 570 тысяч Lada. Правда, как пояснила PR-менеджер Volkswagen Юлия Карулина, в глобальных продажах концерна не учитывается не только реализация Suzuki, где VW владеет менее блокпакета в 25% акций, но и продажи Scania, что связано с особенностями шведского законодательства.

Александр Чупров