branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Какие автомобили любят в России

За лишние «кубики» готовы переплачивать только в России. У нас объем двигателя – это показатель престижа, статусности хозяина авто. И, в отличие от той же Европы, не пользуются спросом малолитражки...
Россияне предпочитают авто с двигателями «помощнее»
Россияне предпочитают авто с двигателями «помощнее»
Объем двигателя, который в отсутствие наддува является косвенным показателем динамических характеристик автомобиля, – один из важнейших факторов при выборе автомобиля наряду с дизайном и ценой. Кроме того, для большинства россиян это показатель престижа машины.

«В России автомобиль – один из основных символов статуса, и для большинства россиян «крутизна тачки» имеет куда больше значения, чем, например, качество жилья, – говорит ведущий аналитик Smartus.ru Артем Рязанцев. – Неудивительно, что и объему двигателя уделяется большое значение, ведь это один из основных показателей престижа авто. Некоторое время назад я общался с Карлосом Гоном, и он сказал, что ни в одной стране мира так не любят мощные и быстрые машины, как в России».

Согласно весьма условному рейтингу солидности автомобильных марок, составленному Smartus.ru в соответствии со средним объемом двигателя всех моделей одной марки, самым несолидным автомобилем оказалась российская «Ока» с показателем 0,765 л. Smart занял второе место с объемом 925 «кубиков», ведь помимо двухместной крохи ForTwo в линейке компании был и полуторалитровый ForFour. В «экономичную» десятку также вошли китайцы Hafei (1,048 л), FAW (1,307 л), BYD (1,379 л) и Lifan (1,442 л), японский производитель сити-каров Daihatsu (1,127 л), корейская Daewoo (1,211 л), украинский ЗАЗ (1,373 л) и даже итальянский FIAT (1,514 л). И все они уступили АвтоВАЗу, который оказался на 12-м с хвоста месте с показателем 1,539 л.

Самым интересным вышло противостояние большой немецкой тройки – Mercedes-Benz, BMW и Audi. Победителем предсказуемо оказался Mercedes, хотя и с довольно скромным с показателем 3,311 л. Чуть-чуть не дотянула до трех литров BMW – 2,997 л, а средний литраж Audi – 2,639 л. Кстати, японские премиум-марки Lexus и Infiniti обошли немецких конкурентов, их показатели – 3,819 л и 3,906 л.

В самом верху рейтинга расположились марки, которые в принципе не выпускают малолитражных автомобилей, портящих статистику немецким маркам. Ferrari (4,555 л) осталась за бортом первой десятки, а в самые солидные по объему двигателя марки попали американские Lincoln (4,683 л), GMC (4,848 л), Cadillac (4,877 л) и Hummer (4,993 л), отечественный лимузин ЗиЛ (5,094 л), итальянская Lamborghini (5,604 л), немецкий монстр Maybach (5,678 л), а весь пьедестал почета оккупировали британцы – Aston Martin (5,705 л), Bentley (6,085 л) и, конечно же, Rolls-Royce (6,749 л).

Какие автомобили любят в России

За каждый литр объема двигателя российские покупатели подержанныхлегковых автомобилей готовы выложить 15% от стоимости машины



Любопытно, что, по данным компании «Автоскор», за каждый литр объема двигателя российские покупатели подержанных легковых автомобилей готовы выложить 15% от стоимости машины, а покупатели внедорожников – всего 10%. «На внедорожники ставят двигатели большего литража (это связано с особенностями эксплуатации внедорожников и, соответственно, специфическими требованиями к характеристикам моторов), – объясняет А. Рязанцев. – Вот и получается, что в процентном соотношении джиперы выглядят более жадными». По данным «Автоскор», средний объем двигателя внедорожника – 2,6 литра, у легкового автомобиля – 1,7 л, при этом минимальный объем двигателя внедорожника – 1,6 литра, у легкового автомобиля – 0,8 л. Как полагает аналитик Антон Скобин, литраж на легковых автомобилях стоит дороже, поскольку дефицит мощности ощущается в первую очередь на двигателях малого объема. «Имея выбор между 1,2 л (скажем, 70 л.с.) и 1,6 л (105 л.с.), покупатель с радостью доплатит 6%, – говорит А. Скобин. – Вдобавок малый шаг изменения объема (0,2 л) у легковых автомобилей позволяет покупателям подбирать мощность по своим потребностям и кошельку. У внедорожников чаще встречается шаг в 0,4-0,5 л, и мощность базового, скажем, 2,5-литрового двигателя вполне достаточна, чтобы переплачивать 5% стоимости за 3,0 л».

Между тем, по данным агентства «Автостат», половина (50,8%) продаваемых в России новых автомобилей имеют двигатели объемом от 1,4 до 1,6 л. Как отмечают эксперты, в этот диапазон входит подавляющее большинство двигателей, которыми оснащаются автомобили двух самых популярных и многочисленных сегментов – В и С. Считается, что это – некая золотая середина, удовлетворяющая потребности рядового потребителя в характеристиках авто. «Лидеры продаж, а это все модели Lada, Renault Logan, младшие модификации Ford Focus – все они оснащены моторами этого объема, – говорит А. Рязанцев. – Уже несколько лет как Россия превратилась в страну бюджетных иномарок, но, слава богу, еще не настолько, как, например, Бразилия, где самый распространенный объем двигателя городских машинок – 1-1,2 л».

На втором месте по популярности у россиян идут машины с двигателями объемом 2-2,5 л – с таким мотором в России продается почти каждый пятый автомобиль (17,8%). По словам экспертов, двигателями такого объема могут оснащаться как седаны и универсалы «семейного» D-класса, топовые версии моделей гольф-класса, так и самые популярные представители одного из важнейших сегментов в России – компактных и среднеразмерных кроссоверов. Так что эти двигатели берут массовостью моделей, констатирует А. Рязанцев.

Моторы с наибольшим объемом – более 4 литров – имеют 1,5% машин на российском рынке. Как отмечают аналитики, в премиум-сегменте, особенно в представительском классе, в России пользуются популярностью исключительно самые многолитровые модификации. Кроме того, полноразмерные внедорожники с атмосферным двигателями также обычно попадают как раз в диапазон «от 3,5 литров рабочего объема и выше».

В отличие от Европы, где компактные и экономичные малолитражки пользуются высоким спросом, в России двигатели от 1 до 1,2 л имеют лишь 1,8% продаваемых машин. «Модели, которые представлены на российском рынке в модификациях с объемом меньше 1,2 литра, можно пересчитать по пальцам, – говорят эксперты. – Обычно они отличаются компактными размерами и ценой, сопоставимой с моделями классом выше. Отсюда и практически полное отсутствие спроса на малолитражки, ведь покупатель всегда желает большего за свои деньги. Исключение составляют разве что автомобили, которые намеренно приобретаются для езды по крайне загруженным дорогам мегаполисов, или покупаемые «импульсивно» яркие, типично женские автомобильчики». По словам аналитиков, реалии российского климата и дорожной обстановки таковы, что малые мощность и объем двигателя, а также скромные габариты кузова не позволяют чувствовать себя относительно уверенно на дороге. В Европе же ситуация прямо противоположная – ключевую роль играет компактность автомобиля и стоимость его содержания. А по этим показателям малолитражные авто оказываются вне конкуренции, они позволяют проще находить место для парковки и платить меньше налогов, размер которых зависит от «чистоты» выхлопа.



Между тем за последние 20 лет, согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), средний объем автомобильных двигателей в Западной Европе вырос с 1,6 до 1,7 л, а средняя мощность – с 61 до 82 кВт. «Эта тенденция обусловлена, прежде всего, ростом благосостояния европейцев, а также тем, что более мощный двигатель, как ни парадоксально, позволяет экономить топливо по сравнению с двигателями малого объема. А рост мощности связан с увеличением литровой отдачи двигателей», – говорит А. Рязанцев. Однако, по его словам, уже сейчас эта тенденция меняется на противоположную – массовое применение наддува приводит к уменьшению объема двигателей, так что уже в ближайшие годы средний объем поползет вниз.

Александр Чупров